Ребенок 4 лет заикается что делать. Что делать, если ребенок заикается? Правильный режим дня ребенка

Родители, глядя на своих детей, радуются их успехам и достижениям. Вроде все идет своим путем, и вдруг ребенок начал заикаться. Первое, что сразу приходит в голову: малыш просто балуется. Хорошо, если это так, а если это первые «ласточки» большой проблемы?

Виды заикания

Но сначала о том, что это такое. Логоневроз - дефект речи, который проявляется в нарушении ритма, темпа дыхания. Данная патология связана с пережатием различных частей Чаще всего наблюдается у детей от двух до пяти лет. Именно этот период является пиком развития речи.

Виды логоневроза зависят от причин:

  • Физиологическое заикание. Связано с перенесенными заболеваниями: осложнениями, вызванными энцефалитом, родовыми травмами, органическими нарушениями подкорковых отделов мозга, переутомлениями, истощением нервной системы.
  • Психическое. Является следствием испуга, страха, травмирования психики, стресса, исправления леворукости.
  • Социальный. Этот вид чаще всего является причиной того, что ребенок начал заикаться в 4 года. К факторам, способствующим появлению логоневроза, можно отнести: перегрузку речевым материалом, невнимание родителей, излишние суровость и строгость в воспитании, подражание сверстникам.

Формы заикания

Чтобы понимать, от чего и как нужно избавляться, следует изучить своего «врага». Узнаем, какие бывают формы заикания.

  1. По типу судорог речевых.
  • Клоническое - повторение отдельных звуков, слогов или слов.
  • Тоническое - длительные паузы в разговоре, растягивание звуков. Лицо ребенка очень напряжено, рот плотно закрыт или полуоткрыт.

Клонические и тонические формы могут наблюдаться у одного и того же человека.

Инспираторное заикание появляется на вдохе. Экспираторное - на выдохе.

2. По причине появления патологии.

  • Эволюционное. Появляется у детей от двух до шести лет.
  • Симптоматическое. Может возникнуть в любом возрасте. Причиной являются заболевания центральной нервной системы, такие как травмы черепно-мозговые, эпилепсия и другие.

О типах эволюционного заикания поговорим более подробно и начнем с…

Невротического

Если ребенок в 2 года начал заикаться, скорее всего, на него повлияли факторы невротического характера. Конечно, не только в этом возрасте дети подвержены данной патологии по невротическим причинам. Возраст этот длится до шести лет.

В этот период развитие речи двигательные функции соответствуют возрасту или могут чуть-чуть опережать его. Во время эмоций, в начале разговора, у детишек можно заметить клонические судороги. Малыш отказывается от общения или очень волнуется перед выступлением. Кроме этого, присутствует такая симптоматика, как тревога, капризность, страх, изменчивость настроения, впечатлительность.

Усиление этих признаков происходит при переутомлении.

Такие дети очень трудно осваиваются в новом коллективе, особенно в детском саду. Но это не мешает им общаться со сверстниками и взрослыми.

Дети с невротическим типом заикания всегда суетливо и неточно выполняют небольшие движения. Они прекрасно ориентируются в пространстве, у них хорошо развита мелкая моторика.

Неврозоподобное

Причина - нарушение работы мозга. Такие детишки очень быстро устают, они раздражаются по пустякам и выглядят «несобранными». У некоторых из них может быть нарушение движения.

Если ребенок в 3 года начал заикаться, и поведение его соответствует вышеперечисленным симптомам, можно связывать это с психологической травмой, которая возникла во время интенсивного развития речи.

Постепенно заикание усиливается. Особенно это заметно, если ребенок перенес заболевание или сильно устал. Речь и двигательные функции развиваются в срок или с небольшим опозданием.

О своем недуге дети не переживают. Ситуация, в которую они могут попасть или окружение на частоту заикания не оказывают никакого влияния.

Такие ребятишки много жестикулируют, у них плохо развито Во время разговора могут появиться необычные движения лицом.

Причины

Ребенок начал заикаться, что делать? Это первый вопрос, который волнует родителей. Но прежде чем ответить на него, следует разобраться в причине появления данного расстройства. Чаще всего это может быть нарушение взаимодействия между артикуляционными движениями и речевым центром. Иногда мысли малыша могут опережать двигательный аппарат. И причиной тому служат такие факторы:

  • Эмоциональное напряжение. Испуг, тревога, страх и даже положительные эмоции.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве. Такие как тиф, коклюш, корь, болезни горла, гортани, носа.
  • Травма головы или обычный ушиб.
  • Чрезмерная умственная активность.
  • Родовая травма или стресс, перенесенный беременной женщиной.
  • Ненормальная психоэмоциональная обстановка в семье.
  • Подражание сверстникам.

Теперь каждые из факторов, оказывающих воздействие на речь, рассмотрим по группам. Более подробно поговорим о том, почему ребенок начал заикаться. Рассмотрим внутренние и внешние факторы.

Нарушение функций головного мозга

По какой причине возникает данная патология? Чаще всего эти трудности связаны с генетическими изменениями. Если ребенок начал заикаться сразу, как только заговорил, скорее всего нужно искать проблемы в работе головного мозга. К факторам, вызывающим патологию, можно отнести:

  • инфекции во внутриутробном периоде;
  • наследственность;
  • кислородное голодание плода;
  • травма при родах;
  • преждевременные роды.

Внешние факторы

Если ребенок начал заикаться в 4 года или немножко раньше, то причины следует искать во внешней среде. Проблема могла появиться по вине следующих факторов:

  • Инфекции центральной нервной системы. Речь идет о менингите и энцефалите.
  • Травмы головного мозга. Это может быть сотрясение или ушиб.
  • Большие полушария у ребенка еще функционально не созрели. Заикание по этой причине проходит без вмешательства медицины.

  • Нехватка инсулина (сахарный диабет).
  • Проблемы с верхними дыхательными путями и ушами.
  • Заболевания, ведущие к ослаблению организма.
  • Сопутствующие недуги: ночные кошмары, энурез, утомляемость.
  • Психологическая травма: испуг, стресс и другие.
  • Родители говорят быстро, что способствует неправильному формированию речи ребенка.
  • Неправильное воспитание. Ребенка или слишком балуют, или много требуют от него.
  • Подражание сверстникам и взрослым.

К внешним факторам можно отнести обстановку в семье. Если малышу хорошо с мамой и папой, он чувствует заботу родителей, то и проблем с речью у него не будет. Если же все происходит наоборот, то ребенок от частых конфликтов будет зажиматься, и появится заикание.

Ребенок начал резко заикаться

Если вы обнаружили, что ребенок вдруг начал заикаться, скорее всего виной тому психологическая травма. Может быть, его кто-то испугал, а может быть, он получил большое количество информации, которую не смог «разложить по полочкам».

Если вы считаете, что причиной такого состояния малыша является посещение детского сада, то на несколько дней оставьте ребенка дома. Выполняйте вместе с ним дыхательные упражнения. Это способствует формированию плавной речи без перескоков. Обязательно посетите с чадом несколько сеансов массажа.

Если ребенок только иногда пытается при разговоре вставить в слово лишний слог или звук, то пока переживать не стоит. Малыш экспериментирует. Если же такие эксперименты стали частым явлением, то пора отправляться к специалисту.

Если с первого заикания прошло не более двух месяцев, то эффект от лечения наступит раньше. Этот период считается начальным этапом.

Ребенку три года

Ребенок начал заикаться в 3 года, что делать в этом случае? Главное - не паниковать и следовать следующим рекомендациям:

  • Постарайтесь сделать так, чтобы малыш меньше говорил. На его вопросы отвечайте обязательно, но сами ему их не задавайте.
  • Если есть возможность, откажитесь от посещения детского садика. Не водите своего малыша в гости, избегайте большого скопления людей, запретите чаду смотреть мультфильмы.
  • Отдайте предпочтение настольным играм, рисованию. Эти занятия помогут развивать мелкую моторику. Для успокоения нервной системы ребенок может петь под медленную музыку и танцевать.
  • Обратитесь к специалистам. Занятия с логопедом и визит к невропатологу будут кстати.
  • Не указывайте малышу на неправильность произношения того или иного слова. Он может зажаться, и ситуация выйдет из-под контроля. Сами же постарайтесь говорить плавно и не допускать ошибок в словах во время разговора.

Малышу четыре года

Ребенку 4 года. Начал заикаться, что делать? И снова тот же совет - никакой паники. Малыш будет смотреть на вас, понимать, что с ним что-то не так, начнет переживать. В данный период это совсем не нужно.

В дошкольных учреждениях уже с четырех лет дают столько информации, что мозг маленького ребенка "лопается" от перегрузок. Малыш из детского садика приходит сильно уставшим. Итогом ситуации является нарушение речи. Если появилась проблема, постарайтесь:

  • Каждый день гулять с ребенком на свежем воздухе.
  • Не разрешайте ему смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
  • Желательно не водить его в детский сад.
  • Соблюдайте режим. Малыш должен вовремя ложиться спать вечером и обязательно отдыхать днем.
  • Создайте чаду нормальную атмосферу в семье. Заикание может вернуться после любой стрессовой ситуации.
  • Обязательно посетите специалистов: логопеда и невропатолога.

Ребенок начал заикаться? Не переживайте, еще все можно исправить. Прислушайтесь к советам психолога:

  • Если малышу трудно говорить, обязательно поддерживайте с ним зрительный контакт.
  • Ни в коем случае не перебивайте малыша. Пусть он закончит свою речь.
  • Сами постарайтесь говорить медленно. Останавливайтесь после каждого заданного вами вопроса.
  • Разговаривайте с ребенком только короткими и простыми предложениями.
  • Постарайтесь чаду не задавать много вопросов. Так он не будет ощущать большого давления, которое исходит от вас.
  • Не балуйте его и не давайте ему никаких привилегий. Он не должен чувствовать, что его жалеют.
  • Жизнь в семье должна соответствовать правилам и нормам. Никакой хаотичности и суетливости.
  • Ребенок не должен сильно уставать и перевозбуждаться.
  • Старайтесь не показывать свои переживания. Дети это хорошо чувствуют. Это чувство их начинает угнетать. При таком состоянии малыша эффективность лечения снижается.

Лечение

Проведено полное обследование. Установлена причина, почему ребенок начал заикаться. Пора заняться лечением. Полное выздоровление может наступить только при:

  • регулярных занятиях;
  • упорстве;
  • желании;
  • выполнении всех рекомендаций.

Лечение должно быть комплексным.

  • Профессиональная коррекция. С использованием определенных программ логопед-дефектолог может устранить первичные и вторичные нарушения речи. Коррекционная программа для каждого ребенка подбирается индивидуально.
  • Массаж. Для этих целей нужен опытный детский массажист. К основным правилам проведения массажа можно отнести медленный темп, атмосферу спокойствия и комфорта, успокаивающую музыку, теплые руки специалиста. Основная цель процедуры - расслабление мышц.
  • Медикаменты. Они назначаются только в тяжелых случаях (расстройство нервной системы и психики). Используются успокоительные, противосудорожные препараты.
  • Народная медицина. Применяются успокоительные отвары. Поможет снять напряжение пустырник, валериана, сок крапивы и другие.
  • Игровые занятия в домашних условиях. Они тренируют и закрепляют полученные от специалистов навыки.
  • Дыхательная гимнастика - развивает правильное дыхание. Состоит из упражнений, которые сочетают короткий, резкий вдох и движения.

Родители должны знать, что только комплексное лечение поможет малышу избавиться от нарушения речи. И если ребенок начал заикаться, надо приложить все усилия, чтобы помочь своему чаду.


аикание – один из самых распространенных детских неврозов. Почти всегда оно возникает в раннем возрасте (от двух до пяти лет), хотя изредка встречаются случаи, когда заикаться начинают школьники.

Время, когда малыш учится говорить, наиболее уязвимо с точки зрения возникновения заикания. Дети радуются обретенной возможности общаться, начинают разговаривать быстро, торопливо, как бы «захлебываясь» словами, скороговоркой.

В 3-4 года у многих детей можно наблюдать и повторение отдельных слогов и слов. Это повторение носит физиологический характер. Дело в том, что речевая функция мозга в этом возрасте – наиболее слабая и уязвимая (по сравнению с другими психическими функциями). Полностью она созревает только к 5-6 годам. В силу этого стрессы, нагрузки в первую очередь отражаются на речи. Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек именно по этой причине: речевая функция мальчиков созревает на 1-1,5 года позже, а нагрузки, в том числе речевые, у всех детей обычно одинаковы.

Неприятно, даже горько слышать, как ребенок с заиканием то и дело «спотыкается» об отдельные звуки и слоги, как будто они стали для него непреодолимой преградой. В этот момент речевые мышцы малыша подвергаются судорогам. Эти судороги можно наблюдать не только во время речи, но и перед ее началом.

Причины заикания

В литературе описано много случаев, когда заикание появляется после сильного стресса, испуга (нападение собаки, запугивание, грубое обращение, ссора, драка и т. п.). Однако стресс и испуг дают лишь толчок, запускают «механизм заикания», но не являются его глубинной причиной.

Совсем не каждый ребенок начинает заикаться после нападения собаки. Это состояние обусловлено предрасположенностью его нервной системы. В группе риска находятся дети со слабой, быстро истощаемой нервной системой. Если малыш к тому же впечатлителен, эмоционален, тревожен – любой, даже незначительный повод может привести к заиканию.

Нервная система такого типа может быть врожденной. Но чаще ее ослабляют разнообразные внешние факторы.

Это могут быть болезни:

  • Внутриутробные и родовые травмы
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции
  • Инфекционные заболевания (корь, коклюш, тиф)
  • Неинфекционные заболевания (рахит)
  • Заболевания эндокринной системы
  • Вялотекущие заболевания внутренних органов
  • Лор-заболевания, в том числе операции по удалению гланд, аденоидов

Встречается ещё и врожденная слабость речевого аппарата (в него входят связки, гортань, язык, нёбо, зубы), которая выражается в его быстрой утомляемости, неспособности к длительной, интенсивной работе. При форсированных нагрузках голосовой аппарат может дать сбой. Этот сбой выражается в различных болезнях, в том числе заикании.

Заикание может вызвать даже недостаточное физическое развитие ребенка. В этом случае должным образом не развиваются артикуляционный аппарат, мелкая моторика, а они прямо влияют на развитие речи.

Ослаблять нервную систему могут психические и психологические факторы разного рода:

  • Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (ссоры, скандалы, конфликты между родителями, родственниками)
  • Неправильное воспитание (избалованность, неровность в воспитании, излишняя требовательность и прочее)
  • разного типа
  • Отсутствие (либо недостаточность) положительного эмоционального контакта с родителями
  • Несоблюдение режима дня, беспорядочность, неустроенность жизни, быта ребенка
  • Переучивание леворукого ребенка
  • Интеллектуальные, учебные нагрузки, не соответствующие возрасту

Заикание может спровоцировать и чрезмерная языковая нагрузка. Многие родители загружают малыша серьезным изучением иностранных языков в то время, когда родной язык им еще плохо освоен. Впрочем, такая нагрузка может быть связана с переездом и резкой сменой речевой обстановки.

Даже в рамках родного языка не стоит форсировать развитие ребенка, вводить сложные речевые конструкции раньше того времени, когда малыш будет готов к ним. Это может вызвать перенапряжение речевого центра и, как следствие, заикание.

В целом, к развитию речи детей требуется подходить очень внимательно и ответственно. Речь взрослых должна быть четкой, правильной, неспешной, выразительной. Известно, что маленькие дети подражают взрослым. Они перенимают общий строй речи, ее интонации, повторяют свойственные взрослым словечки. Когда взрослые умиляются этому, они поступают неразумно, поскольку поощряют ребенка к дальнейшему подражательству. В какой-то момент малыш захочет показать «как смешно разговаривает соседский мальчик», изобразит судорогу, а то и сразу заикание. Навык может закрепиться на уровне условного рефлекса, и избавиться от него будет трудно.

Как лечить?

Заикание поддается коррекции. По данным разных исследований, вылечить заикание удается в 7-8 случаях из 10 (речь остальных детей улучшается в той или иной степени).

Эффективность лечения зависит от возраста ребенка. Дошкольнику избавиться от заикания гораздо проще, чем школьнику. Если родители, заметив неполадки в речи ребенка, без промедления обратятся за помощью, будут действовать грамотно и ответственно, то заикание пройдет полностью.

Первые признаки заикания

Бывает, что ребенок замолкает внезапно и надолго (от нескольких часов до суток). Вызвано ли это испугом, или же явных причин такого состояния родители не видят, но разговорить ребенка не получается – он молчит. Когда же, наконец, он начинает говорить – то уже заикается. Если в период молчания успеть обратиться к специалисту – заикания можно избежать.

Другие признаки начала заикания:

  • Употребление перед некоторыми словами лишних звуков, обычно гласных (а, и)
  • Повторение слов или первых слогов в начале фразы
  • Остановки в середине фразы или слова, для которых нет видимых причин
  • Затрудненное начало речи

Заметив любые из этих признаков, родителям следует немедленно обратиться к трем специалистам — психологу, психоневрологу (невропатологу), логопеду. Помните:

Заикание легче предупредить, чем лечить.

Результат и способ лечения зависит и от типа заикания. Неплохо знать об этом, чтобы понимать, почему ребенку назначено то или иное лечение.

Типы заикания

Выделяют два вида заикания.

Логоневроз

Этот вид заикания встречается чаще всего и успешнее лечится. Он не связан с так называемыми «органическими поломками» в центральной нервной системе (то есть мозг при таком заикании работает нормально) и представляет собой всего лишь разновидность невроза.

Обычно логоневроз начинается после каких-то травмирующих психику ситуаций у детей, предрасположенных к невротическим реакциям.

Лечение логоневроза заключается в помощи:

  1. Психолога (психотерапевта). Он поможет ребенку справиться с травмой, расслабиться, стать более стрессоустойчивым.
  2. Невропатолога . Он назначит курс успокаивающих и укрепляющих нервную систему препаратов.
  3. Логопеда . Он поможет преодолеть дефекты речи: скорректирует ее темп и ритм, научит правильно дышать, тренировать мышцы речевого аппарата, научит технике контроля речи.

Неврозоподобное заикание

При обследовании ребенка с заиканием этого типа врачи выявляют поражение центральной нервной системы разной степени тяжести. Обычно такие дети отстают и в физическом, и в психическом развитии. Заикание у них развивается вместе с тем, как малыш учится говорить.

Ведущая роль в коррекции заикания у таких детей принадлежит логопеду.

В любом случае, лечение заикания – дело трудоемкое и длительное. Занятия с логопедом, при любом течении болезни, должны продолжаться как минимум год.

Что делать родителям

Прежде всего, родителям ни в коем случае не следует брать на себя лечение заикания. Разобраться в его причинах, оказать правильную помощь могут только специалисты!

Дело родителей — создать дома такие условия, которые помогут преодолеть недуг. Ребенок с логоневрозом требует особого внимания, спокойной домашней обстановки, правильного общего и речевого режима.

Эмоциональный покой

Следует избегать раздражителей, которые перенапрягают нервную систему ребенка:

  • Исключить книги и телевизионные передачи, не соответствующие возрасту или перевозбуждающие ребенка
  • Не рассказывать на ночь страшных сказок
  • Ограничить время просмотра телевизора
  • Не разрешать смотреть телевизор перед сном
  • Ограничить время занятий за компьютером (а лучше исключить любые гаджеты)
  • Ограничить шумные игры, посещения гостей и друзей; временно перестать посещать детский сад

Жизнь малыша должна быть спокойной и предсказуемой: исключительно важно соблюдение режима дня.

Не менее важен и правильный метод воспитания. Нельзя баловать ребенка; в то же время требования, которые ему предъявляют, должны соответствовать возрасту. Ровность и постоянство – вот ключ к обращению с ребенком.

Наказания, если они необходимы, должны быть спокойными. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в темной (плохо освещенной) комнате одного. Лучше предложить ему посидеть на стуле, молча, в присутствии взрослых, и подумать о своем поведении.

Речевой режим

Речевое окружение не менее важно для лечения заикания.

  • Взрослые должны разговаривать четко, грамотно, правильно, неторопливо (и с ребенком, и между собой).
  • Рекомендуется специально говорить чуть более медленно, чем обычно, чтобы малыш, подражая, начал разговаривать медленнее.
  • Не рекомендуется говорить по слогам или нараспев.
  • Следует найти в окружении ребенка спокойных детей, хорошо владеющих речью и сблизить малыша с ними.
  • Речевая активность самого ребенка должна быть снижена путем переключения внимания на игры, занятия, помощь по дому.
  • Следует создать такие условия, чтобы малыш больше слушал, чем говорил (например, все время рассказывать ему что-нибудь).

Физическое развитие

Доказано, что физически крепкие дети заикаются реже. Это неудивительно – ведь их нервная система крепче.

При лечении заикания физическая активность должна стать образом жизни. Подойдут гимнастика, физкультура, плавание, водные процедуры, подвижные игры на свежем воздухе – все то, что постепенно делает ребенка более крепким и выносливым.

Пение

Знаменитый советский актер Василий Лановой в детстве заикался. Он пошел в школу в небольшом одесском селе в самом начале войны. Одна учительница в этой школе нашла способ помочь мальчику. Она стала разучивать с ним украинские песни. После нескольких месяцев занятий заикание исчезло.

Историй о лечении заикания пением рассказывают много. Дело тут не только в волшебном воздействии музыки, хотя его не стоит преуменьшать. Занятия пением помогают научиться правильному дыханию, развивают чувство метроритма (логопеды при коррекции заикания всегда используют ритмичную речь). Мелодия заставляет воспринимать каждое слово как естественное продолжение предыдущего, не отрывая слова одно от другого.

Слова песни разучиваются заранее, а не произносятся спонтанно. При пении ребенок обращает на слова меньше внимания, потому что старается правильно воспроизвести мелодию и ритм. А если он поет в хоре, то ошибки произношения и вовсе никому не заметны. Так преодолевается «боязнь речи», свойственная заикающимся людям.

Серьезных исследований по лечению заикания пением не проводилось, но многие врачи рекомендуют занятия пением как эффективный способ коррекции легких форм заикания.

Подведем итог. Вот четыре вещи, на которые родители могут повлиять, чтобы помочь заикающемуся ребенку:

  1. Эмоциональный покой
  2. Речевой режим
  3. Физическая активность
  4. Дополнительные занятия пением

Следует помнить: заикание всегда может вернуться. Поэтому соблюдать рекомендации необходимо даже после того, как ребенок полностью излечился.

Что делать, если заикание не проходит

Заикающийся ребенок часто становится робким, замкнутым. Он смущается других детей. Встречается и другая крайность – повышенная возбудимость. Даже если малыш лечится и борется с заиканием, попутно он приобретает разного рода комплексы.

Закомплексованность обостряется у детей, когда они становятся школьниками. Обычно мальчики переживают свой недуг острее, чем девочки.

Выйдет такой ребенок к доске, и сразу зажимается, краснеет, покрывается потом.

Если подобные состояния повторяются регулярно, развивается так называемый вегетативный невроз, который добавляет трудностей в лечении логоневроза.

Заикающимся детям нужно всячески помогать избавляться от ложного стыда. Скажите ребенку, что многие люди периодически заикаются. Приведите примеры знаменитых людей, которые заикались. Это поможет малышу осознать, что его недостаток – совсем не признак неудачника.

Вот всего лишь некоторые из них: Демосфен, Исаак Ньютон, Льюис Кэрролл, Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Брюс Уиллис.

Помогите ребенку подобрать приемы, сглаживающие речевой дефект, к примеру, слова и словосочетания, которые произносить легче. Можно найти оптимальный темп и ритм речи, вставлять междометия («ну», «вот», «это», «э-э», «м-м»).

Всегда относитесь к заикающемуся ребенку доброжелательно и корректно. Нельзя подчеркивать его недостаток, но и избегать разговоров о нем тоже не стоит. Выражайте твердую уверенность, что заикание пройдет. Не давайте возможности «зацикливаться», воспринимать заикание как трагедию. Принимайте речевые ошибки без всяких оговорок, чтобы малыш почувствовал, что его любят и принимают таким, какой он есть. Не надо делать постоянных замечаний по поводу ошибок, неправильной речи. Малышу можно сказать: «Я вижу, тебе немного трудно было проговорить это слово? У меня тоже такое бывает». Со школьником хорошо побеседовать более открыто.

Чего делать нельзя:

  • Смотреть на малыша с беспокойством или раздражением, отворачиваться от него;
  • Сетовать на дефекты речи, высмеивать ребенка (даже добродушно);
  • Останавливать, когда он говорит;
  • Просить начать фразу заново;
  • Просить говорить медленнее;
  • Просить сделать глубокий вдох;
  • Помогать закончить фразу или слово;
  • Подбирать слова за ребенка;
  • Задавать много вопросов.

Что правильно делать:

  • Терпеливо выслушать все, что хочет сказать ребенок, не прерывать его;
  • Быть спокойным, доброжелательным, вести себя так же, как обычно;
  • Держать зрительный контакт с ребенком;
  • Повторить то, что скажет ребенок, и построить на основе этого дальнейший диалог.

Физически крепкий, выносливый, уверенный в себе человек почти не замечает недуга. Тем более что с возрастом он действительно ослабевает или проходит совсем.

Больше оптимизма, веры в себя и своего ребенка!

Любая мама с нетерпением ждёт, когда её малыш начнёт разговаривать, и радуется каждому новому слову крохи. Лепет малыша – лучшая музыка для материнских ушей, а любой дефект речи – повод для тревоги и расстройства.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку такой проблеме, как детское заикание. Из данной статьи наши читательницы узнают о том, по каким причинам обычно ребёнок заикается, что делать, если болезнь долго не поддаётся лечению, и как не отчаяться в борьбе с недугом.

Причины детского заикания

Неврологи выделяют несколько главных факторов, вызывающих такое нарушение речи:

  1. Ослабленная центральная нервная система, чутко реагирующая на различные стрессы. У детей со слабой нервной системой судороги артикуляционных органов может вызвать испуг, ссора родителей, чрезмерная требовательность к ним со стороны мамы и папы.
  2. Слабый речевой аппарат.
  3. Родовая травма. В таком случае заикание появляется на фоне других неврологических заболеваний.
  4. Поражения мозга, ставшие последствиями перенесённой детской болезни.

Многим родителям, пришедшим за помощью к специалисту с вопросом, что делать, если ребёнок начинает заикаться в 3 года, неврологи советуют просто подождать, дать ребёнку перерасти проблему. Опыт показывает, что детское заикание с возрастом часто проходит само по себе, если родители, сами того не желая, не начинают усугублять проблему.

Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя

Нередко чрезвычайно активные мамы, которые видят смысл своей жизни в постоянных развивающих занятиях с ребёнком, начинают «лечить» маленького заику самостоятельно. Они выбирают методы, которые кажутся им правильными. Но на самом деле эти меры лишь усугубляют проблему. К ним относятся:

  • Бесконечные тренировки по повторению слов, которые малыш не может выговорить с первого раза. Таким образом маме хочется выработать у малыша навык свободного произношения, но ребёнок, понимая, что от него ожидают результата, которого он не может добиться, нервничает и начинает заикаться ещё сильнее.
  • Загрузка ребёнка заданиями по работе над речью. В результате детский мозг перегружается, ребёнок начинает затрудняться даже в тех случаях, с которыми раньше без труда справлялся.
  • Чтение малышу книг, которые он пока не в состоянии понять.
  • Частый просмотр телевизора. Многие современные мамы доверяют воспитание своего ребёнка телевизору. Для своего крохи они подбирают ряд развивающих , которые тот смотрит часами, и совершают при этом серьёзную ошибку. Первое, что следует сделать, если ребёнок в 3-4 года заикается, — это ограничить время его общения с телевизором, планшетом или компьютером. Такому малышу больше всего нужны не красочные движущиеся рисунки, а мамино тепло, внимание, понимание. С крохой-заикой нужно много разговаривать, причём очень важно правильно подбирать темп речи, интонацию, слова.

Нередко для коррекции заикания бывает достаточно лишь исправить ошибки в общении с крохой.

Маленький ребёнок заикается: что делать родителям?

Если малыш, у которого не было ни родовой травмы, ни серьёзной инфекции, ни черепно-мозговых травм, начинает испытывать затруднения в речи, причины этих затруднений, скорее всего, кроются в его родителях. Маме и папе маленького заики в таком случае следует предпринять следующие шаги для помощи своему ребёнку:

  1. Найти общий язык между собой, научиться избегать конфликтов, постараться оградить кроху от любого дискомфорта: он должен начать чувствовать себя спокойно рядом с родителями, а не из-за их ссор.
  2. Перестать требовать от малыша слишком многого. Психологи заметили: очень часто заикание появляется у детей чрезмерно требовательных мам. Позвольте крохе развиваться в его естественном темпе, и, возможно, дефект речи исчезнет без каких-либо дополнительных усилий.
  3. Что нужно сделать, если ребёнок начал заикаться, так это начать с ним разговаривать спокойным тоном, плавно, медленно, чётко. Малышам, страдающим различными дефектами речи, необходимо слышать примеры того, как нужно правильно говорить.
  4. Если ребёнок 5 лет заикается, что делает проблему достаточно серьёзной, необходимо, показать кроху неврологу. Врач сумеет определить точную причину логоневроза и назначит лечение.

Вообще родителям детей, которые страдают дефектами речи, не стоит ждать, пока проблема решится сама собой через 3-4 года. Сайт сайт рекомендует: если малыш заикается в течение года, нужно обязательно поискать хорошего врача, специализирующегося на этой проблеме.

Ребёнок заикается: что может сделать невролог?

Любой специалист в области детской неврологии скажет, что заикание – это болезнь, которую у детей гораздо легче вылечить, чем у взрослых. Даже если корень проблемы лежит в мозговых нарушениях, у маленького заики есть большой шанс начать разговаривать плавно и внятно.

Лечение заикания у детей, как правило, выполняется по следующей примерной схеме:

  1. Изучение особенностей нервной системы малыша, выявление патологий, приведших к заиканию.
  2. Создание комфортной эмоциональной обстановки в семье, чтобы малыш перестал чувствовать себя неуверенно.
  3. Работа над эмоциональной устойчивостью малыша. Что необходимо сделать, если ребёнок заикается, так это научить его верить в себя, в свои возможности, в свою значимость. Заике очень важно избавиться от такого фактора болезни, как чрезмерная . Хороший врач сумеет ему в этом помочь.
  4. Работа с логопедом. Специалист в области правильного произношения звуков и слов проведёт с малышом ряд занятий, на которых основные дефекты речи будут устранены.

Говоря о том, что нужно делать, если ребёнок заикается, важно подчеркнуть, что ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит родителям. Им следует быть с крохой максимально терпеливыми, нежными и внимательными. Маме и папе заики необходимо сотрудничать с врачом, который занимается с их ребёнком, полностью доверять ему, выполнять все его рекомендации. Тогда болезнь наверняка отступит, и кроха начнёт разговаривать совершенно нормально.

Если ребёнок в разговоре проглатывает целые слова или слоги, запинается на некоторых звуках или «застревает» на месте, не в силах закончить фразу, можно говорить о заикании. Согласно статистическим данным, это речевое расстройство наблюдается у 1% жителей Земли.

Однако чаще всего заикаются дети 2-5 лет, то есть в том возрастном периоде, когда происходит активное развитие фразовой речи. Помочь заикающемуся ребёнку можно, но при условии комплексного медико-психолого-педагогического подхода и выявлении точной причины речевой патологии.

Заиканием называют нарушение ритмической стороны речи, которое обусловлено судорожным состоянием мускулатуры речевого аппарата. Учёные выделяют две основные группы факторов развития подобного состояния: предрасполагающие и провоцирующие.

К первой группе причин относят:

  1. Повреждения головного мозга у плода. Речевые центры коры больших полушарий у ребёнка в мамином животе могут пострадать из-за гипоксии, различных инфекционных заболеваний. Стремительные или, наоборот, затяжные роды также негативно влияют на речевые функции малыша.
  2. Перенесённые в младенчестве инфекции. Заикание может стать осложнением вирусного или бактериального инфекционного заболевания. Например, корь, дифтерия, коклюш или скарлатина при неправильно выбранной терапии приводят к повреждению нервной системы.
  3. Черепно-мозговые травмы . При механических повреждениях головного мозга заикание обычно сочетается с прочими речевыми патологиями разной степени тяжести.
  4. Наследственная отягощённость . Малыш, у которого один из близких родственников в детстве страдал от заикания, с большой долей вероятности также начнёт заикаться.

К провоцирующим факторам развития речевой патологии в раннем и дошкольном возрасте относят:

  • психическую и эмоциональную депривацию (недостаток различных впечатлений, ощущений);
  • сильное эмоциональное потрясение (испуг);
  • изучение нескольких языков (билингвизм);
  • подражание значимому человеку.

Таким образом, вышеперечисленные провоцирующие факторы становятся катализатором речевых нарушений у ребятишек, имеющих явную предрасположенность. Поэтому сложно говорить, что причиной заикания у малыша стала огромная злая собака. Внезапно перенесённое эмоциональное потрясение – это своего рода спусковой крючок, запустивший патологический процесс.

Классификация недуга

В медицинской и логопедической практике существует несколько типологий заикания. В их основу положены различные факторы – причина недуга, ведущие симптомы и их выраженность.

Читайте также: Вторая беременность. Трудности в этот период и как с ними бороться

  1. Клинические проявления. В зависимости от клинической картины различают следующие формы речевой патологии:
  1. Клоническая. Малыш испытывает трудности при произношении сложных слов из-за прерывистых судорожных движений органов дыхания и речевого аппарата. В речи это проявляется повторением слогов, чаще всего – первых. К примеру: «Ка-ка-ка-русель».
  2. Тоническая. Ребёнок во время разговора растягивает некоторые звуки, а другие «проглатывает». Речь сбивчивая, возникают незначительные паузы, во время которых отмечаются непроизвольное напряжение мышц ротового аппарата и языка. Например: «П…палас».
  3. Смешанная. Как следует из названия, эта форма сочетает признаки двух предыдущих. Ребёнок одновременно растягивает звуки и повторяет слоги при разговоре. Например: «П…пппо-бе-да».

Клонический тип недуга считается более лёгким, поскольку повторы речевых фрагментов более ритмичные, а непроизвольное напряжение речевого аппарата не столь продолжительное и интенсивное, как при других формах заикания.

  1. Особенности протекания. По характеру протекания речевое нарушение бывает:
  • волнообразным – признаки периодически усиливаются и ослабевают, но не исчезают полностью;
  • постоянным – отмечается стабильность клинических проявлений без существенных колебаний в ту или иную сторону;
  • рецидивирующим – симптомы заикания возникают после относительного речевого благополучия.
  1. Этиологические факторы. В зависимости от причин возникновения недуга выделяют две основные формы речевой патологии:
  1. Невротическая (или логоневроз). Основная причина развития заикания – какая-либо острая психологическая травма (сильнейший испуг) или хроническая психотравмирующая ситуация (разлука с родителями, жестокие методы воспитания). Не исключается и наследственная отягощённость. Логоневроз характеризуется усилением симптомов во время волнения и беспокойства.
  2. Неврозоподобная. Заикание является следствием органического поражения коры головного мозга, вызванного инфекционным заболеванием, черепно-мозговой травмой или кислородным голоданием. Кроме того, не исключён и фактор наследственной предрасположенности. Судорожные реакции обычно не зависят от внешних факторов и не усиливаются из-за тревожности ребёнка. Нарастание симптомов возможно при переутомлении малыша или чрезмерном психомоторном возбуждении.

Читайте также: Детская жадность или Как научить ребенка делиться?


Как развивается заикание?

С физиологической точки зрения процесс произношения выглядит как согласованная работа двух групп мышц, одни из которых сокращаются, а другие остаются расслабленными. Однако это происходит в норме. У ребёнка, страдающего заиканием, блокируется особый регулятор этих мышц из-за повреждения или эмоционального перевозбуждения. В результате наблюдаются или клонические повторения, или тонические спазмы.

При отсутствии качественной помощи нарушение закрепляется и переходит в условный рефлекс. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания, каждая из которых отличается выраженностью основных признаков недуга.

Первая фаза

Ребёнок заикается эпизодически, однако со временем промежутки плавной речи становятся всё короче. Основными признаками начальной фазы судорожных речевых нарушений являются следующие проявления:

  • трудности с произнесением обычно появляются в начальных словах фраз;
  • малыш заикается при произношении коротких частей речи – междометий, союзов и предлогов;
  • заикание усиливается при высоких речевых нагрузках;
  • ребёнок практически не обращает внимания на собственные проблемы, общается без стеснения, не испытывает страха и тревожности.

Вторая фаза

На данном этапе дети начинают испытывать определённые коммуникационные трудности. Малыш ещё не избегает ситуаций общения, однако не всегда проявляет инициативу во время разговора. Для этой фазы характерны следующие симптомы:

  • заикание становится хроническим, то есть эпизоды плавной речи практически отсутствуют;
  • ребёнок «застревает» на многосложных словах, особенно когда говорит очень быстро;
  • маленький заика не придаёт большого значения своей особенности, поэтому охотно отвечает на вопросы, впрочем, не являясь инициатором общения.


Третья фаза

Судорожный синдром закрепляется, но маленькие дети по-прежнему не ощущают неловкости. Они охотно общаются со сверстниками, особенно если те нормально реагируют на их манеру разговора. Характерными признаками этой фазы являются следующие симптомы:

  • ребёнок начинает понимать, что его речь отличается от произношения других детей;
  • трудности с произношением определённых слогов и звуков ярко выражены;
  • заика пытается заменить «сложные» слова другими или начинает обходиться жестами.

Ваш ребёнок вдруг начла заикаться? Не отчаивайтесь, в ваших силах помочь малышу избавиться от этой проблемы. Работа над нарушением речи начинается с определения причины заикания, а дальше предстоит коррективное лечение, которое в большинстве случаев приносит результат. Поговорим подробнее?

Все родители с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, но если вдруг он начал заикаться, то это становится настоящей трагедией для семьи. Не нужно отчаиваться, если вы столкнулись с такой проблемой, вы можете помочь своему малышу. Под заиканием подразумевают нарушение плавности и ритма речи. У людей с такими проблемами мышцы речевого аппарата сокращаются судорожно, в результате чего и возникают запинки.

Почему ребёнок заикается

Давайте подробнее остановимся на том, почему же ребёнок заикается. Существует огромное количество причин, которые могут спровоцировать появление проблемы. Патология может развиться на фоне врождённых дефектов нервной системы либо аномального формирования речевого аппарата. Заикание может возникнуть в результате перенесённого заболевания или если малыш получил родовую травму. Это - физиологические причины заикания, но есть и психологические, они встречаются чаще всего.

У ребёнка, который уже начал говорить, может внезапно проявиться заикание в результате сильного испуга, пережитого стресса или сильного потрясения. Эти факторы вызывают невроз, на фоне которого и развиваются проблемы с речью. Если заикание носит невралгический характер, то ребёнок может в расслабленной обстановке говорить нормально, но любое незначительное волнение усугубляет ситуацию. Проблема чаще всего проявляется у легковозбудимых, активных детей и малышей с обострённым чувством тревожности.

Проблемы с речью могут возникнуть из-за того, что малыш, только недавно научившись высказывать свои мысли, старается как можно скорее озвучить их. Небольшой словарный запас не позволяет этого сделать, начинается путаница, ребёнок нервничает, теряет нить сказанного и заикается. Встречаются и «необычные» причины: например, малыш заикается намеренно, пытаясь копировать своего родственника.

Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. В это время происходит формирование фразовой речи, и любое потрясение может нарушить этот процесс.

Определив причину заикания, можно переходить к лечению. Оно зависит от того, что стало толчком для появления аномальной речи. Если вовремя обратиться к специалисту, то высока вероятность того, что вскоре ваш ребёнок сможет говорить без запинок.

Что делать, если у малыша появилось заикание

Что делать, если у вашего ребёнка проявилось заикание? Родители должны понимать, что справиться с этой проблемой без специалистов практически невозможно. Коррекция речевой патологии проходит комплексно. Сначала ребёнка обследуют, чтобы понять причину проблемы. Обследование носит не только физиологический характер: малыша нужно показать детскому психологу. В процессе лечения контактировать с психологом придётся часто. Такие встречи нацелены на повышение эмоциональной устойчивости заикающегося малыша. Особенно важно наладить контакт с психологом, если у ребёнка заикание невротического типа. Также придётся найти хорошего логопеда-дефектолога. Во время лечения малыш должен наблюдаться у невролога: врач фиксирует динамику патологии.

Помимо того, что вам нужно будет возить ребёнка на занятия по коррекции речи, необходимо создать дома все условия для того, чтобы малыш забыл о своей проблеме. Структурировать тревогу поможет режим дня. Родителям нужно избегать любых конфликтных ситуаций, которые могут расстроить и малыша. Все домочадцы должны приучить себя разговаривать с ребёнком спокойно, без повышенных тонов, держать взрывные эмоции при себе. На первых порах следите за своей речью: она не должна быть слишком быстрой, иначе ребёнок будет спешить формулировать свою мысль и запинаться. Не перебывайте и не подгоняйте малыша, когда он что-то рассказывает, не акцентируйте внимание на заикании. Хвалите ребёнка, обсуждайте с ним прочитанные книги, играйте вместе. Преодолеть проблему поможет чтение по слогам и пение. Если вы подойдёте к решению вопроса комплексно (будете сами заниматься с ребёнком и привлечёте специалистов), то проблему если и не удастся решить, то точно получится минимизировать.