Точка зрения православного мужчины. Межконфессиональный брак: возможна ли гармония? Межрелигиозные браки

Глобализация резко обострила проблему сохранения этнической и конфессиональной самобытности. Однако проблема не является новой: на протяжении многих веков она волновала умы мусульманских мыслителей. Одним из аспектов этой проблемы является аспект межнациональных и межконфессиональных браков.

Институт семьи является одним из величайших феноменов человеческой цивилизации, на котором строился и строится социум. Семья подобна небольшим кирпичикам, из которых выстраивается здание. Не случайно в советское время существовал лозунг: «Семья - ячейка общества», а Цицерон в свое время утверждал: «Брачный союз - первая ступень человеческого общества». Все великие умы человечества понимали важность этого института, его сохранности, прочности, целостности. Чем крепче семья, тем здоровее человеческое общество, и, наоборот, чем слабее семья, чем ниже ее статус в обществе, тем ближе это общество к своему краху.

Однако, как известно, наше человеческое общество не однородно, оно представлено различными этническими и социальными группами, которые постоянно взаимодействуют между собой. Данное взаимодействие не всегда имеет однообразный и постоянный характер: за периодами добрососедских, взаимовыгодных экономических отношений следовала конкуренция за природные ресурсы, которая сменялась войнами, за которыми вновь наступали периоды стабилизации. В основе этих взаимоотношений находятся личные амбиции, экономические, политические интересы, а также этно-конфессиональные различия.

Этнические и конфессиональные группы всегда стремились сохранить свою самобытность, старались обеспечить гарантию своего сохранения посредством владения большим количеством территорий и природных ресурсов. Соответственно, все эти процессы сопровождались усилением и ослаблением замкнутости этих социальных групп. Если малочисленные этносы и конфессии, имеющие небольшие территории или вообще лишенные государственности, зачастую стремились быть обособленными, замыкались в себе, что позволяло им сохранить свою этно-конфессиональную самобытность, то многочисленные этно-конфессональные группы обычно были открыты, поскольку угроза их исчезновения отсутствовала.

Также на межэтнические и межконфессиональные взаимоотношения влияла политическая ситуация в мире, которая приводила к значительным миграциям целых народов. Как известно, население Евразии в значительной степени сформировалось под влиянием миграций, происходивших в течение последних двух тысяч лет. Примерами таких миграций служат великое переселение народов в Европе (IV — VII вв.), миграции, произошедшие под влиянием арабских завоеваний (VII — VIII вв.), экспансий монголов (XI — XVI вв.).

Так, эпоха Великих географических открытий (середина XV — середина XVII вв.) дала толчок широкому распространению миграций между континентами, главным образом, из Европы в другие части света, прежде всего, в Америку и Австралию. В XX в. темпы миграции не замедляются. В первую очередь, следует отметить огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами. Затем переселение более 16 млн. чел, вызванное разделом Индии на два независимыхгосударства — Индию и Пакистан. Также к этой категории относятся миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов и т. д.

В то же время всё ещё актуальны переселения по причинам экономического характера, например, большое влияние на ускорение миграционных процессов оказало стремительное развитие транспортного сектора экономики. Кроме того, нельзя умалять роль Интернета, оказывающего мощное влияние на усиление и активизацию процессов межконфессионального и межнационального взаимодействия и глобализацию.

Все это еще более обострило проблему сохранения этно-конфессиональной самобытности современных народов и обнажило целый ряд смежных проблем. В частности, одним из актуальных вопросов современности является проблема межнационального и межконфессионального брака, в целях исследования которой интересен исторический опыт ее разрешения, существующий у всех мировых этносов и конфессий. Однако в рамках одной статьи сложно отразить все богатейшее наследие человеческой цивилизации, поэтому хотелось бы подробнее рассмотреть ее богословский аспект на примере трудов мусульманских мыслителей.

Целесообразно данную проблему разделить на две составляющие: межэтнические браки и межконфессиональные браки .

Что касается первого вопроса, то мусульманские богословы его обходят стороной. Данный вопрос не был для них актуальным в связи с тем, что коранический текст провозгласил:

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый» 49:13.

Таким образом, высшей ценностью человеческой личности было объявлено благочестие, а проблема принадлежности супругов к различным этническим группам решалась цитатой Корана - «чтобы вы узнавали друг друга». В некоторых ханафитских источниках встречается положение о том, что отец имеет право подать иск о признании самовольного брака дочери недействительным в том случае, если между супругами отсутствует равенство «куфʼ», однако это условие может трактоваться по-разному. Но зачастую под равенством подразумевалась принадлежность обоих супругов к одному и тому же социальному слою.

В целом, мусульманские мыслители данную проблему в богословском аспекте вообще не рассматривали, однако некоторые из них указывали на эту проблему, оценивая ее как угрозу этнической самобытности. В частности, известный татарский мыслитель Муса Бигиев в одном из своих трудовсокрушается о том, что женщины татарки стали часто выходить замуж за европейцев, русских, турков, азербайджанцев, персов, и по этой причине покидать свою Родину, что в итоге приводит к уменьшению численности татар и их ассимиляции с другими народами.

Второй вопрос для мусульманских богословов был весьма актуальным, поскольку хадис Пророк Мухаммада провозглашает:

«Кому Аллах даровал праведную супругу, тому Он помог в сохранении половины веры…».

Следовательно, если один из супругов иной веры, то есть опасность влияния, в результате которого он может отказаться от своей веры. Также шариат требует, чтобы ребенок-мусульманин изначально получал религиозное воспитание. Несмотря на то, что обязанность его воспитывать непосредственно возлагалась на родителей, это также считалось и заботой общества, гражданином которого он становился впоследствии.

Анализ основных источников ислама позволяет сделать вывод о том, что айаты Корана однозначно запрещают браки между мусульманами и язычниками :

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, - может быть, они поразмыслят» 2:221.

В связи с этим в трудах исламских мыслителей мы также видим однозначную оценку подобного брака, который с точки зрения шариата считается нелегитимным. В известном труде по ханафитскому праву «Мухтасар ал-кудури» сказано: «…запрещается женитьба на зороастрийках и язычницах…» [ал-Кудури 1997: 145].

Точно так же священные тексты категоричны в отношении брака между мусульманкой и любым не мусульманином, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. В Коране по поводу такой ситуации ясно сказано:

«И ни за что Аллах не дарует неверным власть над верующими» 4:141.

Семья в исламе имеет преимущественно патриархальный уклад, женщина в семье отца живет под его покровительством, властью и заботой, а после заключения брака она переходит под покровительство мужа. И если муж является иноверцем, то мусульманка оказывается под властью неверующего, что, согласно вышеприведенному айату, недопустимо. Кроме того, айат Корана провозглашает:

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни»,

из чего следует, что на мужа в семье налагается обязанность контролировать соблюдение требований шариата, обеспечение жене и детям религиозного образования. Муж иной веры, по мнению мусульманских мыслителей, в этом не заинтересован. Также, согласно хадисам, он несет ответственность за свою семью перед Аллахом в Судный день. Иноверец же, с точки зрения шариата, не может нести такую ответственность, поскольку не обладает верой, соответствующей исламскому вероучению.

Что касается случаев, когда мусульманин женится на иудейке и христианке, то такой брак, согласно Корану, легитимен. Один из айатов провозглашает:

«Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им. Целомудренные женщины из уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание до вас, [дозволены вам для женитьбы], если вы уплатите выкуп за них» 5:5.

Однако не все исламские мыслители трактовали данный айат однозначно и буквально. В частности, одним из первых задумался о проблеме подобного брака второй праведный халиф ‘Умар ибн ал-Хаттаб. Узнав, что большое число сподвижников Пророка Мухаммада женилось на иудейках и христианках, он велел им развестись с ними. На вопрос Хузайфы ибн ал-Йамана о причине подобного указа ‘Умар ответил: «Я опасаюсь, что вы начнете жениться на распутных». Вторым аргументом халифа было беспокойство о том, что большое число мусульманок останется незамужними [ат-Табари 2001: 714-716]. Традицию запрета подобного брака продолжил ‘Абдалла ибн ‘Умар , сын халифа, однако его аргументация была совершенно иной, свои правовые выводы он строил на своем понимании понятия «многобожник». Ибн ‘Умар ссылался на коранический айат, приведенный выше, в котором, сказано:

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» 2:221

и пояснял его: «Я не знаю большего язычества, чем слова женщины о том, что ее господом является Иисус». Его вторым аргументом был айат:

«О вы, которые уверовали! Не вступайте в дружбу с Моим врагом и вашим врагом» 60:1.

По мнению Ибн ‘Умара , брак с иноверкой был одним из проявлений дружбы с врагами Аллаха [ас-Сабуни 1980: 536]. Имам ат-Табари в своем тафсире, касаясь проблемы терминологических разногласий между мусульманскими мыслителями, указывает, что мусульманские мыслители термину «многобожник» дали различное определение: часть мыслителей относила к этой категории только арабских язычников, другие считали, что подразумеваются все, кроме иудеев и христиан, а третьи, наоборот, включили их в эту категорию [ат-Табари 2001: 711].

Таким образом, при обращении к классическим источникам по исламскому праву мы обнаруживаем различия в позициях богословов по этому поводу. Поясняя фразу «Допускается женитьба на обладательницах писания», автор ал-Фатх ал-Кадир пишет: «Однако предпочтительнее, чтобы он не женился на ней и не употреблял мясо животного, забитого обладателем писания, кроме как в вынужденной ситуации». Нежелательной (макрух) считается женитьба на обладательнице писания, страна которой находится в состоянии войны с мусульманами. Ведь у него появляется соблазн остаться в ее стране, доверив своих детей на воспитание неверующим, а также опасность их пленения и продажи в рабство. Обладателем писания считается тот, кто верит в пророка и признает писание. По этой причине самаритяне относятся к иудеям, а те, кто признает Давида и Псалтырь, Ибрахима и его свитки - к обладательницам писания, и брак с ними разрешен. Однако в «ал-Мустасфа» сказано: «Такой брак дозволен только в том случае, если они не признают божественную сущность Иисуса, в противном случае, этот брак запрещен» [Ибн Хумам 2003: 218 - 219].

Данная проблема волновала и известного татарского богослова Шигабутдина Марджани , который посвятил ей отдельный трактат «Тазкират ал-муниб би ‘адам тазкиййат ахл ас-салиб».

Марджани анализирует христианское вероучение и приходит к выводу о том, что православие является одним из видов многобожия . В частности, он пишет: «Христианская религия зиждется на пяти основах, которые они вывели из четырех известных Евангелий. В своем большинстве они единогласно придерживаются этих основ, и лишь небольшая часть христиан не признает их. Они веруют в троицу, во вселение ипостаси сына в чрево Марии, самопожертвование Иисуса, распятие и умерщвление и исповедь перед священником, где они каются во всех совершенных грехах. Все это является многобожием и неверием» [Марджани: рук. 18б.].

Еще одну причину многобожия христиан Марджани видит в бездумном следовании авторитету христианского духовенства. В качестве аргумента он приводит предание о беседе Пророка Мухаммада с вождем христианского племени ‘Ади ибн Хатимом . На возражение ‘Ади: «Они же не поклоняются своим священникам», Пророк Мухаммад ответил: «Они объявили запретным разрешенное и разрешили запретное, их народ последовал их мнению, в этом и заключается их поклонение» [Марджани: рук. 13б.].

Однако Марджани не считает, что запрещены браки со всеми христианками абсолютно, он пишет: «Нет сомнения в том, что пища обладателей писания и женитьба на их женщинах является дозволенной в том случае, если отрицают троицу и божественную сущность Марии и Иисуса» [Марджани: рук. 13а - 13б.].

Подводя итог, мы можем сделать вывод, что Марджани не был абсолютным противником межконфессиональных браков: его позиция заключалась в том, что, если убеждения христианки совпадают с учением о единобожии в исламе, то брак с ней допустим. В некоторых классических исламских трудах по праву авторы подобного разделения не делали, например в «Мухтасар ал-кудури» сказано: «…допускается женитьба на обладательницах писания…» [ал-Кудури 1997: 145].

И, наконец, последняя проблема, связанная с межконфессиональным браком, затрагивает те случаи, когда в изначально иноверческой семье один из супругов принимает ислам. В Коране данная проблема поднимается в связи с мусульманками, бежавшими из Мекки в Медину. Айат провозглашает:

«О вы, которые уверовали! Когда к вам прибывают на жительство верующие женщины из [Мекки], то подвергайте их испытанию, [хотя] Аллах лучше знает, какова их вера. Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо неверным не дозволено [жениться] на них, а верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных. Возвращайте им то, что они потратили [на калым]. На вас нет греха, если вы женитесь на них после уплаты того, что им полагается» 60:10.

Как видим, айат повелевает вернуть язычникам ту сумму махра, которую они выплатили при вступлении в брак, после чего объявляет разрешенным брак с этими женщинами. Однако в данном айате не оговариваются сроки расторжения брака, в связи с чем в хадисах приводятся различные примеры решения данного вопроса. Например, Зайнаб , дочь пророка Мухаммада , приняла ислам и также бежала из Мекки, а ее муж остался язычником. Они в течение шести лет продолжали жить порознь, до тех пор, пока муж не переехал в Медину, где принял ислам. Есть также и другие примеры, когда женщины после взятия Мекки принимали ислам, а их мужья еще два-три месяца оставались язычниками.

Мусульманские мыслители относительно данной проблемы высказали различные точки зрения. Наиболее полное и обширное исследование этих вопросов принадлежит известному богослову Ибн ал-Каййиму ал-Джавзи . В своем исследовании он раскрывает девять различных точек зрения на данный вопрос. Каждая точка зрения имеет свои особенности, но, в целом, их можно объединить в три большие группы.

По словам Ибн ал-Каййима , часть богословов, к которым отнесены ʻУмар ибн ал-Хаттаб , Джабир ибн ʻАбдалла , ʻАбдалла бин ʻАббас , Саʻид ибн Джубайр , ʻУмар ибн ʻАбд ал-ʻАзиз , Хасан ал-Басри , высказалась в пользу того, что в данном случае брак расторгается мгновенно. Однако, часть богословов этой группы считала, что есть разница между супругами, живущими в исламском государстве и живущими на чужой территории (дар ал-харб - «территория войны»). В первом случае, супругу-иноверцу предлагается принять ислам, и в случае его отказа, брак расторгается мгновенно, а в случае принятия ислама - семья сохраняется. Во втором случае, по мнению богословов, если жена, приняв ислам, переехала в исламское государство, брак считается расторгнутым. Если осталась, то брак расторгается после завершения ее ʻидды [ал-Джавзи 1997: 642 - 643.], если муж не принял ислам в этот промежуток времени. Данное мнение Ибн ал-Каййим приписывает Абу Ханифе и его ученику Мухаммаду .

Другая группа богословов сделала различие между ситуацией, когда первой ислам принимает женщина и когда первым это делает мужчина. Согласно их мнению, в первом случае брак расторгается мгновенно, во втором случае он расторгается после завершения срока ʻидды, если жена не примет ислам. Третья группа мыслителей считала, что брак расторгается только по решению представителя государственной администрации (султана). Часть богословов этой группы высказывала мнение, что султан выносит решение в зависимости от желания самой женщины. Сам Ибн ал-Каййим считает, что брак остается действительным, срок его расторжения не устанавливается, на муже сохраняется обязанность содержать жену, но до принятия ислама мужем интимная близость между супругами не допускается.

Данный вопрос в наше время приобрел еще большую значимость. Это связано с проблемой миграции мусульман в Россию , европейские страны, США, Канаду и др., а также с процессами глобализации и развития СМИ. Во многих регионах мира ислам принимают представители этносов, которые раньше были далеки от исламской традиции. Подобная ситуация активизирует изыскания современных богословов и мыслителей и является одной из ключевых тем, обсуждаемых на богословских конференциях.

Большое внимание данной проблеме уделил известный богослов Юсуф ал-Кардави . В своей книге «Фи фикх ал-акллиййат ал-муслима» он говорит о том, что одним из первых современных мыслителей, высказавших идею о допустимости сохранения брака в случае, если женщина приняла ислам, является известный суданский богослов Хасан ат-Тураби [ал-Кардави 2001: 105]. Сам ал-Кардави довольно подробно останавливается на проблеме межконфессионального брака, рассматривает допустимость браков между мусульманами и атеистами, язычниками, вероотступниками, бахаитами, христианами и иудеями. Как и все богословы, ал-Кардави считает, что брак между мусульманкой и представителями вышеперечисленных идейных течений и конфессий изначально недопустим. В то же время, он допускает брак между мусульманином и иудейкой или христианкой, причем не упоминает каких-либо ограничений, относящихся к вопросам вероучения. Рассматривая проблему, когда в немусульманской семье женщина принимает ислам, ал-Кардави , ссылаясь на Ибн ал-Каййима , перечисляет все известные мнения мусульманских правоведов, после чего подробно анализирует точку зрения и доводы каждой группы богословов. Таким образом, ал-Кардави пришел к выводу, что, хотя расторжение брака в этом случае является допустимым, оно не обязательно, и супруги имеют право сохранить свой брак без каких-либо ограничений [ал-Кардави 2001: 125]. Также следует отметить, что данный вопрос рассматривал и известный российский проповедник Шамиль Аляутдинов . В своем ответе он, ссылаясь на упомянутую фетву ал-Кардави, заявляет, что его фетва является наиболее подходящей для современной России.

Итак, подводя итог данного небольшого исследования, следует отметить, что, во-первых, проблема межэтнических браков для мусульманских мыслителей вплоть до начала XX в. не была актуальной, и первым, кто ее упомянул, был Муса Бигиев .

Во-вторых, проблема межконфессиональных браков сохраняла и сохраняет свою актуальность с момента появления ислама вплоть до наших дней. Мусульманские мыслители единогласны относительно запрета брака между мусульманкой и не мусульманином, независимо от вероисповедания последнего. В то же время богословы разошлись во мнениях относительно легитимности брака между мусульманином и последовательницей библейской традиции: одна группа богословов считала, что такие браки разрешены, другая - объявила их запретными. Именно такой позиции придерживался известный татарский мыслитель и богослов Шигабутдин Марджани .

Однако его точка зрения становится понятной при рассмотрении обозначенной проблемы в рамках исторического контекста. Татарский народ, потерявший в XVI в. свою государственность, стремился любыми средствами сохранить свою этно-конфессиональную самобытность, и постановления шариата были одним из инструментов, которые давали возможность достичь этой цели. Как видим, данная проблема в настоящее время становится все более актуальной, чем обусловлена вероятность появления новых исследований на эту тему.

Абдулла АДЫГАМОВ,

к. ист. н., председатель Совета улемов РТ,

зав. кафедрой исламского вероучения РИ У , Казань

Исламский портал

Создание семьи – один из самых важных моментов в жизни человека. Все желают создать здоровую и крепкую ячейку общества. Как правило, мужчины и женщины предпочитают вступать в брак с кем-то из своей страны, одной национальности и вероисповедания. Общность культуры, языка, традиций и близость родных облегчают процесс взаимопонимания. Однако в современном мире без границ межнациональные браки становятся все более частым явлением.

Причины возникновения межнациональных браков

Многие имеют друзей из других стран, мировая паутина стерла все возможные границы. А любовь – такая штука, от которой никто не застрахован. Сегодня познакомиться с иностранцем или иностранкой можно не выходя из дома. Нужны:

  • устройство с выходом в сеть;
  • аккаунт на сайте знакомств, в социальной сети;
  • желание.

Помимо «чувственных» причин возникновения межнациональных браков выделяют:

  1. Экономические . В результате процессов глобализации растет число путешественников, а вместе с ним процент межнациональных браков. Согласно статистике ООН примерно половину (49,6%) 200 миллионов международных мигрантов в 2005 году составили женщины. Международный брак - возможность обеспеченной жизни для них.
  2. Психологические . Специалисты утверждают, что есть межэтнические браки, причины которых связаны изначально с взаимоотношениями в семье. Дети идут наперекор своим родителям. Пример – отец постоянно твердит «ох уж эти америкосы, все у них не по-человечески» и тому подобное. У девочки на подсознательном уровне зарождается механизм противодействия. Вполне вероятно, она вырастет и выйдет замуж за американца, чтобы доказать отцу его неправоту.
  3. Социальные . Мужчина из экономически неразвитой страны, но достигший высокого социального статуса, женится на женщине из развитой страны, но не достигшей высокого статуса. Или наоборот. Тем самым они уравнивают свои позиции.
  4. Политические . Стратегические браки королей, глав государства.

Межнациональные браки - психология

Психологические особенности межнациональных браков отличаются от тех, что присущи мононациональным семьям. Ряд факторов влияет на психологический климат в такой семье:

  • традиции;
  • менталитет;
  • религия;
  • язык;
  • отдаленность от родственников.

Психологи считают, что в межнациональном браке важно решить, в каком объеме каждый из супругов готов включиться в новую культуру. Они выделяют четыре типа интеграции, второй и третий являются самыми удачными для гармоничной :

  • насаждение собственной культуры и полное игнорирование традиций супруга;
  • отказ от своей культуры, полная интеграция в новую;
  • частичная интеграция, принятие конкретных культурных аспектов;
  • отказ и от своей, и от культуры супруга.

Межрасовые браки - генетика

Дети от межрасовых браков менее подвержены . Например, ген, отвечающий за наследственное заболевание «серповидно-клеточная анемия» - это рецессивный ген (подавляется доминантным) у африканцев. Если африканка родит от европейца, то у их ребенка не будет этого заболевания. То же самое касается других наследственных дефектов. Болезни от межрасовых браков «вымирают». Ученые считают, что для сильного потомства межрасовые браки – хороший вариант.

Другое дело - внешность. Не всегда смешение рас приводит к прекрасному результату. Однако и одни из самых красивых людей появляются в смешанных браках. Известные потомки межрасовых браков тому пример:

  1. Канадская певица Шанайя Твейн рождена от союза канадки и индейского аборигена.
  2. Бейонсе, отец африканского происхождения, мать – креолка (в ее роду были, французы, индейцы и афроамериканцы).
  3. Мэрайя Кэри, мать – ирландка, отец – афровенесуэльского происхождения.

Межнациональные браки - православие

Православная церковь негативно относится к межнациональным бракам. Они угроза православной вере. Часто межнациональные браки это межрелигиозные браки. Еще в 7 веке на очередном Соборе в Константинополе было озвучено отношение православной церкви к этому вопросу. Запрещались межрелигиозные браки. Современные священнослужители не изменили этой точки зрения. По их мнению, межнациональный брак искореняет православие. Женщине, вступившей в брак с мужчиной иного вероисповедания, сложно привить детям православную веру.

Межнациональные браки в современном обществе – явление распространенное. В смешанном браке есть свои плюсы и минусы. Брак с человеком из другой страны имеет ряд преимуществ:

  • погружение в иные традиции, расширение культурных границ;
  • разрушение расовых и этнических ;
  • возможность выучить иностранный язык в естественной среде;
  • такие браки учат терпимости и пониманию, что делает их более прочными;
  • доказано, что дети, рожденные от представителей разных народностей (рас, наций) более здоровые и талантливые.

Наряду с этими преимуществами существуют проблемы межнациональных браков:

  • смена «менталитетного» и правового пространства;
  • разлука с родственниками;
  • нередко родители и мужа и жены противятся таким бракам в силу консервативных взглядов;
  • утрата традиций своей страны и обязанность следовать новым традициям;
  • трудности коммуникативного характера;
  • споры относительно воспитания детей;
  • невозможность вывезти ребенка из страны в случае развода.

Фильмы о межрасовых браках

Тему «неформатных» отношений кинорежиссеры любят. Фильм про межрасовый брак - это и драма, и порой комедия. Яркие картины, отразившие межнационального брака:

  1. «Лавинг» американского режиссера Джеффа Николса. Трагическая судьба Ричарда и Милдред Лавинг, приговоренных к тюремному заключению за межрасовый брак.
  2. «Сайонара» - американская мелодрама Джошуа Логана, вышедшая в 1957. Американский военный, осуждающий межнациональные браки, влюбляется в японскую танцовщицу.
  3. «Безумная свадьба» - искрометная французская комедия от Филиппа де Шоврона об особенностях межрасового и межкультурного взаимодействия внутри семьи.

Межрасовые браки знаменитостей

Селебрити – тоже люди, и тоже подвержены влиянию процессов глобализации. И любви. Самые известные межнациональные браки:

Салют всем читателям сайт! Почитал статьи вашего сайта на тему межрелигиозных браков.

Сам я — русский, православный. Родился и живу в Узбекистане. Есть татарские корни. Есть башкирские. Имя — русское. Фамилия — мусульманская. В повадках — английский лорд:-). Характер нордический, истинно арийский. В душе — вообще еврей. Лучший друг — мусульманин. Другой лучший друг — еврей. Третий друг — католик.

Честно сказать, в нашей стране своя религиозная специфика. Ревностным христианам тут даже проще, чем столь же ревностным мусульманам. Неревностным — пофиг:-). Главный имам Узбекистана и бывший владыка среднеазиатской и ташкентской церкви — хорошие друзья в жизни, а не только коллеги. Постоянно встречаются и играют в шахматы, друг к другу в гости ходят. В целом, так и с простыми людьми. Религия на втором месте.

Кто-то не поверит… но так и есть. Ну, уродов тоже хватает, но их среди и папуасов, и люксембуржцев имеется, правда ведь? В целом, реальная дружба народов. Знаете праздник — Новый год. На большинстве столов в Узбекистане обязательно узбекский плов, русская водка, корейские салаты. Особо продвинутые ставят ещё и татарские беляши:-). Ааа, ну да! Советское шампанское ещё!!! А по телевизору — голливудский мультик! Телевизор, кстати, родом из Китая 🙂

Ладно, теперь про браки. Честно скажу, я против . Глубоко в душе. Если религия на пятом-десятом месте в семье — то да, то кошерно. Если это на первых местах — мракобесие, ересь супостатская и вообще фигня. Но то — моё мнение, и весьма скрытое:-).

Так вот, про межрелигиозные браки. Очень-очень близкая подруга из нашей компании замужем за узбеком. Ну и нормально всё. Он тоже в нашу компанию хорошо так влился. Хороший товарищ. Вместе они года 4 уже… Друг друга по религиозной теме не достают вообще. Детей в двух культурах собираются воспитывать. Ну и нормально. Помню, пару недель назад его день рождения отмечали, жёстко его подкалывали — «Який ж мусульманин не ест сала»? На что получили клятвенное обещание усыпить нас и сделать нам
обрезание по самые уши. Кошерная ситуация, добрые смешки и подколки! Всем бы так!

В быту у них хорошо. Работают оба. Она — больше для души. Машину водят оба. Одевается она так, как считает нужным (вообще короткие юбки бывают, но редко). Платок на голове — такой я её видел её только на похоронах. Родаки его к ней нормально так относятся, насколько я знаю.

Такие узбеки таджикского происхождения советской закалки и знанием английского — в семье 4 языка пользуют! Культурные, уважаемые люди.

А есть ещё одна знакомая… вместе учились со школы, потом — в институте (тоже в нашей компании была). Русская. Встречалась с парнем-татарином. Нормальный, вообще далёкий от религии и всего такого… На 4-ом курсе выскочила за него замуж. Сразу началось…. Была русская девушка Люба, стала мусульманка Лайли (даже в паспорте так, отвечаю!). Ислам приняла. Родаки у него нормальные, вроде…. Но они и заставили, и упросили. Не работает… Троих детей нарожала. Живут небогато. Он пашет, но как-то не фартит особо. Да и семья приличная уже. 5 ртов, включая его с супругой.

Однажды прослышали мы, что она вся в синяках. Долгая история, но выяснилось — пиво попила в женской компании. Парню дали жёсткие-прежёсткие зв**ды. Ибо вообще женщину бить нельзя, ни в каких случаях. Ну, для самообороны, разве что. Да и то — ну, скрути ты ей руки, если она на тебя с кулаками. Покажи силу таким образом. Без побоев. Кулаком лучше всего по столу. Вот тут можно очень мощно и со всей силы. Зауважает только. Парень урок свой получил.

Щас ни она, ни он не общаются с нашей дружной компанией. Она вообще слышать про нас не хочет. Нельзя же так…. Ну и пусть терпит. Дура. Можно религию и взгляды поменять. Одежду сменить — вообще нет проблем. Я не одобряю, но и всяко не осуждаю такого. Унижения — с ними смириться можно, если она так чувствует, что это заслуженно и нормально. Но терпеть побои — никогда, ни в какой религии и нации нельзя. Вообще от культуры и веры насилие не зависит. Убивать за это нужно!

Хотя если женщина такое терпит и допускает — её ещё жёстче нужно побить. Чтобы образумилась и не терпела такое, вообще никогда. Чтобы не допускала даже мысли об этом. Неважно, каких кровей муж.

48% россиян не одобрили бы брак своих детей с человеком, исповедующим другую религию, 34% - против межнационального брака. Накануне нашего нового праздника, Дня семьи, любви и верности, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, какие различия между супругами россияне считают нормальными, а какие вызывают неодобрение у наших сограждан.

Оказалось, что респондентов не слишком смущают такие, казалось бы, важные вещи, как разница в возрасте, образовании, даже в доходах. Разную национальность супругов не одобряют треть участников опроса. И почти половина опрошенных не верит в благополучие семьи, в которой муж и жена придерживаются разных религиозных взглядов.

Респонденты в целом нейтрально воспринимают и несовпадение образовательного и культурного уровня супругов (57%), То же самое касается и наличия у одного из будущих супругов брачного опыта (53% относятся к этому спокойно и 29% - негативно), детей от предыдущего брака (48% и 34% соответственно), а также к тому фактору, что один из супругов другой национальности (47 и 34% соответственно) или же родом из другой страны (48 и 30% соответственно).

А вот брак людей с различной религиозной принадлежностью у 48% опрошенных вызывает явное неодобрение (опрос ВЦИОМ проводился 3-4 июля в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, опрошено 1600 человек).

«Что за нелепые ответы?», отметит светский человек. Какое значение имеет религиозная или национальная принадлежность, традиции - ведь главное, это чувства молодых людей. Если любят, примут друг друга любыми! Да, разность культур и национальной принадлежности никогда не была препятствием для чувства, соединяющего молодых. Но если миросозерцание, мировоззрение каждого из них сформировано разными конфессиями - а у истинно верующих эти убеждения очень глубоки и последовательны,- то в будущем между возлюбленными очень даже возможны серьезные трения. Так что, наверное, ответы респондентов продиктованы жизненным опытом - у кого своим, а у кого есть родственники и друзья, состоящие в межконфессиональном браке.

Прокомментировать данные опроса корреспондент «Абакана» попросил представителей различных религиозных общин Абакана.

Вера - личное дело каждого из супругов?

Различное вероисповедание супругов действительно может добавить сложностей в семейную жизнь, соглашается с социологами руководитель еврейской общины города Абакана Григорий ПЕХОТНИК:

К примеру, муж иудей не ест свинины, требует только каширных продуктов, а супруга не согласна идти на уступки. Но это, конечно, бытовые мелочи. У нас с моей супругой, к примеру, разные холодильники - она ест свинину, колбасы, ряд других продуктов, которые я не ем. Возможно, в случае с другими конфесисями и возникают какие-то сложности, но у евреев никто никого не заставляет делать что-либо против воли. Да и религиозных браков среди евреев у нас в Абакане нет. Ведь кого считать верующим? Если считать тех, кто постоянно ходит на шабат - в Абакане это человек 15. На все наши религиозные праздники приходит человек 60, искренне верующих, соблюдающих все еврейские заповеди - человека 4. Ведь что такое еврейская вера? Человек должен соблюдать все заповеди - а их 613, из них 248 предписывающих, и остальные запрещающие, плюс 10 основных, которые получили на Синае. Я знаю все эти заповеди, читаю молитвы, сказать же, что супруга (у нее папа еврей) человек верующий, я не могу. Но это ее дело, я не могу ее заставлять молиться, да и цели такой у иудеев нет. Дети мои молитвы также не учили, сын иногда ходит в синагогу, дочь же вообще не знает иудейских молитв, заповедей - она, скорее атеист. То есть, детей своих я также не заставлял против их воли читать наши религиозные книги.

Гармоничным брак может быть только со своим единоверцем

Считает мухтасиб Саянского казыята, руководитель общественной организации «Центр таджикской и узбекской культуры «Согдиана» Джунайдулло НАСРУЛЛАЕВ. Различия в вере, разные традиции воспитания рано или поздно начнут сказываться на семейной жизни. Троих своих старших детей Джунайдулло и Махфират женили на родине, в Узбекистане, по религиозным традициям - обряд Никах совершал мулла. Причем вторую половинку своим дочерям и сыну Джунайдулло и Махфират выбирали сами.

Свадьбу сына сыграли совсем недавно, невестку привезли из Самарканда. Через родственников узнали, что в такой-то семье подрастает невеста - поехали свататься. Пока женщины-родственницы жениха беседовали с родителями невесты, молодые люди минут 10 могли пообщаться между собой. Если жених невесте не приглянется, ее семья говорит сватам нет. Если же молодые люди понравились друг другу, невеста говорит родителям «на ваше усмотрение». В нашем случае молодые друг другу сразу понравились. Потом мы ждали благословления матери невесты - без благословления родителей у нас не женятся (говорят «если отец согласен, значит, Всевышний тоже согласен»). К старшей дочери жених свататься в Абакан приехал из Самарканда, он и нам и дочери понравился, и мы благословили их брак, рассказывает Джунайдулло Насруллаев. Кроме регистрации в ЗАГСе, был и религиозный обряд Никах. У нас считается, если брак не засвидетельствован муллой, он незаконный и дети, рожденные в таком браке, будут считаться незаконнорожденными. Соответственно, и законный брак между представителями разных религий невозможен.

Жених нашей второй дочери главе семьи не приглянулся, как я плакала, просила его благословить молодых, вспоминает Махфират. Но он был непреклонен, и жениху было отказано, хотя дочь очень хотела выйти за него замуж. Сейчас она счастлива в браке с мужчиной, брак с которым отец благословил. Так что всегда надо слушать родителей - родители плохого своим детям не посоветуют.

В беседе Махфират вспомнила и неудачный семейный опыт людей разных культур:

В Абакан я приехала уже больше 30 лет назад, поэтому среди друзей много и хакасов, и русских. Так вот моя подруга русская вышла замуж за узбека - долго их брак не продлился, я думаю, именно из-за их воспитания в разных традициях. Жена человека, воспитанного в мусульманских традициях, должна быть спокойной по характеру, идти на уступки, соглашаться с мужем в главных вопросах. Сегодня среди наших работников (я владелица и сама работаю в магазине «Согдиана») есть те, кто женился на русских женщинах. Они живут хорошо, так что думаю, главное, чтобы люди любили друг друга. А еще я думаю, что наша традиция сватовства, и то, что вторую половину своим детям выбирают родители, правильная. Я знаю среди своих знакомых в Абакане, их родственников очень много незамужних красивых, образованных девушек, молодых мужчин неженатых. И они не могут найти свою половинку - а ведь родители могли бы им помочь, они ведь не выберут себе в невестки и зятья плохих людей.

Межконфессиональный брак - дело частного выбора

Межконфессиональный брак - это частный выбор конкретного человека, никто не имеет права ему это запретить, полагает отец Сергий. Однако, истинно православного человека Православие сопровождает всю жизнь, поэтому он старается создать семью с православным человеком. Истинно верующий человек понимает, что инославие потом будет негативно сказываться на взаимоотношениях семье, на отношениях с родственниками как с одной, так и с другой стороны, в вопросах воспитания детей. Сегодня в стране 80% населения именуют себя православными, из них лишь единицы ходят в храмы, живут истинно православной жизнью. Поэтому в каждом случае нужен индивидуальный подход. Вообще же венчаний не так уж и много - за прошлый год в епархии обвенчались 80 пар, в основном и жених, и невеста уже были крещенными, никто не крестился лишь перед венчанием. Хотя, как показывает опыт, бывает и так, что венчанный брак между православными распадается, и наоборот православные, живущие без венчания, счастливы вместе долгие годы.

В одной из телепередач, также посвященной межрелигиозным бракам, одна из героинь отметила, что мало у нас православных женихов, вот и приходится девушкам выходить замуж за мусульман, лютеран, католиков и уезжать в другие страны. В какой-то степени это правда, однако, на мой взгляд, за большинством браков с инославными стоит попытка обрести материальное благополучие. А это есть определенный момент потери веры.

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
Упомянутое выше определение Священного Синода также говорит об уважении Церкви «к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14)». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). Однако в том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между православными и последователями иных религиозных традиций.
В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей…
…Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие».