Лепка 2 мл группа тема посуда продукты. Конспект занятия по художественному творчеству (лепка) во второй младшей группе «Лесенка для бельчонка

Цель: учить детей лепить предметы посуды из нескольких деталей (донышко, стенки чашки и ручка), продолжать отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого комка и скатывать маленькие шарики пальчиком на дощечке или между ладонями, прилеплять к плоской поверхности, развивать мелкую моторику, продолжать закреплять знание цвета (красного, желтого) воспитывать аккуратность при выполнении работы, отзывчивость к близким.

Материалы: дощечка для лепки, пластилин, силуэты чашек, иллюстрации, кукла Катя.

1. Игровой момент.

Стук в дверь. Воспитатель: дети, кто-то стучится в дверь. Кто же к нам пришел? Воспитатель вносит куклу Катю. Катя рассказывает, что у нее случилась беда. Разбила мамину чашку и ей надо найти новую. Но где? Не знает? Воспитатель: давайте ей поможем!? (Ответы детей.) Чем мы поможем Кате? (Ответы детей.) Правильно можно слепить чашку из пластилина.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик самый толстый самый сильный и большой,

Этот пальчик для того чтоб показывать его,

Этот пальчик самый длинный и стоит посередине

Этот пальчик - безымянный, он избалованный самый,

Этот пальчик хоть и мал- зато ловок и удал.

2. Практическая часть.

Рассматривание чашек. Определяем из каких частей она состоит. Выбираем цвет будущей чашки (желтый или красный).

А теперь подкатаем рукава, ребята. Приступим к работе, вспомним как скатать маленький шарик? (Ответы детей.) Воспитатель напоминает приемы лепки: отщипываем маленький кусочек пластилина от большого кусочка, а затем скатываем между ладонями шарик. Затем пальцем придавливаем наш шарик, получилось донышко. После чего раскатываем жгуты и укладываем по внешнему краю донышка. Стенки чашки разглаживаем пальцами. Из отдельного жгута присоединяем ручку для чашки.

3. Рефлексия.

Выставить все чашки на столе. Вот Катя, посмотри как дети постарались. Катя говорит, что вы ей очень помогли.

Ребята, а вам нравятся ваши чашки?

А что было сложнее сделать?

Молодцы, ребята вы не оставили в беде Катю, помогли ей! (Катя благодарит детей и прощается с ними.)

ЛЕПКА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Ребенок четвертого года жизни интенсивно развивается. В результате сенсорной работы, проделанной на предыдущем этапе, восприятие детей становится более дифференцированным, у них складываются представления о форме, цвете предметов, их величине. Происходит дальнейшее развитие памяти.

С обогащением опыта детей и совершенствованием речи развивается детское воображение. Первоначально образы непроизвольного воображения возникают под влиянием воздействия взрослых. Замыслы детей еще бедны, неустойчивы.

Для изобразительной деятельности детей четвертого года жизни характерны быстрые переходы процесса изображения в игру. Ребенка привлекает сам процесс лепки, который он дополняет своими действиями с вылепленным предметом. Созданное изображение тут же обыгрывается. Ребенок в своей фигурке передает то, что поразило его воображение, захватило его эмоционально.

Дети этого возраста отличаются активностью, стремлением действовать самостоятельно, без помощи взрослых. Они увлекаются лепкой и испытывают удовольствие от работы с глиной, пластилином. Но у них еще слабо развита двигательная память, они не обладают достаточной координацией движений, зрение недостаточно контролирует действия, рук. Ребенок легко отвлекается, так как внимание его все еще неустойчиво.

Происходят существенные изменения и в отношениях с окружающими. У детей формируется умение работать в коллективе, помогать друг другу. Ребенок может элементарно оценить работу товарища. Некоторые дети начинают посещать детский сад со второй младшей группы, поэтому все трудности, характерные для работы с детьми третьего года жизни, остаются.

На занятиях лепкой во второй младшей группе воспитатель решает ряд программных задач. Прежде всего это формирование целенаправленного и устойчивого интереса к пластической деятельности, к ее результату и качеству самой работы. Это очень важная задача, так как именно интерес приводит к накоплению необходимых для изобразительной деятельности знаний, умений и навыков, он тесно связан с воспитанием активности. Интерес к лепке возникает и укрепляется, если процесс обучения организован так,чтобы возбудить в детях чувство радости, удовольствия, удивления перед возникающим образом. Чем чаще у детей в процессе занятий возникают положительные эмоции, тем устойчивее их интерес к этой деятельности.

Серьезной задачей во второй младшей группе является формирование наблюдательности, способности сосредотачивать внимание на предмете, замечать его форму, величину, некоторые характерные особенности (например, особенности формы клюва у птички, ушей и хвоста у животных). Воспитатель учит детей изображению несложного предмета, состоящего из 2—3 частей, сначала одинаковых форм, позднее — разных (например, изображение снеговика состоит из трех одинаковых по форме частей, изображение гриба — из двух разных частей).

Новой в этой группе является задача сформировать у детей умение задумать тему изображения и выполнить ее, подвести их к самостоятельному поиску способов изображения, к элементам творческого решения задания.

Технические умения, которые дети приобрели в первой младшей группе, закрепляются в первом полугодии. Затем детей обучают новым, более сложным умениям: раскатыванию под углом и в вертикальном положении рук, соединению, свертыванию, примазыванию, сплющиванию, защипыванию, прищипыванию; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого.

Воспитатель формирует у детей некоторые навыки учебной деятельности: умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их; выполнять работу спокойно и в отведенное время; аккуратно пользоваться материалом. Детей учат оценивать работу товарища, интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности.

Значительное внимание уделяется формированию у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.

Тематика занятий в этой группе имеет в основном предметный характер. Дети лепят ягоды, фрукты, овощи, печенье, конфеты, булочки, блины, чашки, блюдца, вазы, мячи, шары, башенки, неваляшек и т. д. Основное требование к заданию в этой группе — множественность и повторность изображения одной формы.

Программное содержание занятий несложно, но именно в этой группе закладывается фундамент многих навыков и умений, на основе которых будут формироваться умения более сложные. Поэтому для лучшего и прочного их усвоения следует обеспечить повторность изображения предметов одной формы при разном тематическом содержании. Например, дети осваивают изображение шара; тематикой лепки могут быть мячи, яблоки, вишенки, конфеты и т. д. До тех пор, пока дети не освоят изображение этой формы, не следует торопиться переходить к лепке предметов другой формы. Дети 3—4 лет испытывают большую потребность в деятельности.

Воспитатель должен учитывать это и предлагать детям лепить не одну конфету, а несколько, не одно яблоко, а много яблок и т. д.

Последовательность занятий обеспечивает постепенное освоение детьми различных форм, приемов и способов изображения, основанных на технике работы ладонями рук с постепенным включением пальцев.

Детей второй младшей группы постепенно подводят к сюжетной лепке. Первые сюжеты воспитатель придумывает сам, после того как малыши вылепят какой-либо предмет. Например, они лепят цыплят, а воспитатель — курочку. В конце занятия он вместе с детьми составляет небольшую композицию — курочка ведёт цыплят гулять или курочка сидит, а цыплятки бегают вокруг нее. Если дети лепят мышку, то воспитатель может слепить кошку, а потом мышки будут убегать от кошки. Из слепленных детьми снеговиков можно составить хоровод и т. д. Возможно и такое задание: «Снеговики несут елочки в детский сад». Дети лепят снеговиков, воспитатель к каждому снеговику прикладывает вырезанную из бумаги зеленую елочку. Когда малыши научатся лепить колобка и зайчика, можно устроить встречу зайчика с колобком. Ребенок лепит персонаж сказки по выбору, а потом вместе со всеми составляет парные композиции.

Декоративная лепка в этой группе не проводится, но детей следует учить элементам украшения вылепленных предметов. Они создаются с помощью различных штампов (шляпки гвоздя, печатки, круглого отверстия трубочки и т. д.) или с помощью наложения небольших кусочков глины, пластилина. Например, слепив булочку, ребенок может украсить ее небольшими продольными полосками, а пряник — маленькими шариками и т. д.

В начале года во второй младшей группе детям дают задание типа «Мы умеем лепить», которое ставит цель выяснить, чему научились дети, что могут вылепить, как пользуются материалом, какие приемы изображения предметов помнят по прошлому году. Проведя такое занятие, воспитатель получает представление об уровне развития изобразительных навыков детей своей группы и имеет возможность на основе этого наилучшим образом спланировать последующую работу.

Первые занятия посвящены закреплению и обучению детей техническим приемам (раскатывание, скатывание, свертывание, соединение). Содержание работы должно быть интересным для детей, поэтому 2—3 занятия лучше посвятить лепке по замыслу. Предметы, которые дети лепят, просты по форме и состоят из одной части. Так, несколько занятий дети закрепляют прием раскатывания: они лепят колбаски, сосиски, столбики. Основное в этих упражнениях — научить ребенка согласованно работать обеими руками, соизмерять нажим ладоней на материал (глину, пластилин).

Следующий этап обучения знакомит детей с видоизменением уже известной им формы для получения иного предмета, например, они свертывают цилиндрическую форму так, чтобы получились баранка, бублик, сушка, кольцо, крендель и др. Это задание предусматривает закрепление приема раскатывания и упражняет в другом — соединении концов цилиндрической формы и скреплении их путем прижимания одного к другому.

Следующее упражнение связано с получением шарообразной формы. Детей учат скатывать материал между ладонями кругообразными движениями. Они лепят яблоки, орехи, мячи, конфетки, ягодки.

В этом же квартале для развития самостоятельности, инициативы, творческого начала можно дать такие задания, как «Догадайся, что бывает круглой формы, и слепи», «Вылепи какую хочешь игрушку», «Слепи угощение куклам», «Покажем мамам, что мы умеет лепить».

Одновременно с обучением умению изображать решаются и воспитательные задачи. Детей учат аккуратно пользоваться материалами (глиной, пластилином), закатывать рукава перед работой, лепить на дощечке, выслушивать объяснения воспитателя до конца, отвечать на его вопросы.

Следующим этапом обучения лепке является видоизменение шара — расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска (лепешки, печенье, пряники и т. д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, делая углубления с помощью приготовленных палочек-печаток или накладывая на поверхность различные мелкие формы из глины, из которых составляются узоры.

Когда дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), усвоят технику их создания, можно перейти к лепке более сложных предметов, состоящих из 2—3 одинаковых по форме, но разных по величине частей. Это предметы, имеющие в основе шарообразные и цилиндрические формы (игрушки, изображающие животных: цыпленок, утенок, зайчик, мышка, птичка и т. д.; людей: кукла-неваляшка, снеговик и др. — или предметы: башенка, самолет, лесенка и др.).

В лепке игрушек-животных дети учатся делить кусок глины на три неравные части (большая — для туловища, поменьше — для головы, совсем маленькая — для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки). Например, они лепят туловище животных из шаров разной величины, но при этом передают некоторые характерные особенности формы ушей, хвоста, клюва. Новыми техническими приемами являются присоединение, прищипывание, оттягивание.

Лепку животных можно начинать с лепки цыпленка.

Например, воспитатель показывает детям игрушечного пластмассового цыпленка и говорит: «Какой красивый желтенький цыпленок! У него туловище как шар (обводит рукой форму) и головка тоже шарик (движение рукой), но поменьше, а клюв маленький и остренький. Вот мы сейчас и слепим цыпленка. Для этого нужно разделить ком глины на два куска, один должен быть больше, а другой меньше, вот так. (Показывает.) Возьму большой кусок глины и скатаю шар. (Делает и поясняет свои движения.) Ладонями нужно скатывать круглый, ровный, гладкий шарик. Вот какой красивый получился шар! А теперь нужно из маленького куска скатать шарик поменьше — это будет голова цыпленка. После этого маленький шарик положим на большой и немного прижмем его, только не сильно, чтобы не сломать шарики. Вот и получился цыпленок, осталось только прищипнуть клюв. Это делается так. (Показывает положение пальцев правой руки, указательного и большого, прикладывает их к голове цыпленка и прищипывает глину.) Клюв у цыпленка маленький и острый». Точно так же лепится утенок, но клюв выполняется по-другому. Клюв у утенка широкий, поэтому используется не только прием прищипывания, но и оттягивание (лучше тремя пальцами правой руки, большой палец снизу, а указательный и средний — сверху).

При изображении зайца форма туловища и головы та же (шар), но при делении целого куска глины следует делить не на две, а на три части, так как уши зайца раскатываются из маленького куска глины, который потом делят пополам и присоединяют к головке. Если лепят кошку, то глину делят на три части. Один кусок большой, а два других — поменьше, одинаковой величины для головы и хвоста. Уши кошки делают путем прищипывания. Хвост длинный, пушистый, поэтому должен быть толстым. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев. Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцами.

Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как например при лепке батона, пирожка.

Следующий этап связан с дальнейшим усложнением в технике лепки. Дети изображают предметы (башенка, погремушка, самолет и т. д.), состоящие из 3—4 частей, разных по величине и форме, учатся действовать и ладонями рук, и пальцами. При лепке башенки материал делят на четыре части, убывающие по величине. После этого дети последовательно скатывают три шарика, сплющивают их, накладывают друг на друга (большое колесико, поменьше и еще меньше), соединяют, а сверху делают наконечник (по желанию — скатывают шар или раскатывают цилиндр).

Погремушка составляется из 2—3 разных форм (шар, цилиндр, ручка).

Самолет можно сделать из 3—4 частей цилиндрической формы (скатывается длинный цилиндр, поперек него накладывается цилиндр поменьше — это крылья; с другого конца с помощью еще меньшего цилиндра делают хвостовые крылья).

В летние месяцы новым техническим приемам детей не обучают, лишь закрепляют навыки, полученные ранее, но на новом предметном содержании. Летом нужно проводить больше занятий, связанных с наблюдениями в природе во время экскурсии, на прогулке. Чаще используется лепка с привлечением дополнительного природного материала (ветки, шишки, желуди и др.). Дети лепят больше по желанию. Удобно лепить из глины, готовые работы высушиваются и раскрашиваются. Темы могут быть такими: ягоды (крыжовник, черешня, клубника), грибы (белый, мухомор), фрукты (слива, яблоко, банан), овощи (морковь, помидор), насекомые (жучки, стрекоза), животные (петушок, курочка, кролик), угощение для кукол (конфеты, печенье, пирожки).

В течение года в этой группе проводится до 10 занятий по замыслу, примерно одно занятие в месяц. В зависимости от задач обучения некоторые темы занятий по замыслу можно объединить. Например, в декабре, когда дети учатся лепить снеговиков и животных, лепку по замыслу можно не проводить, а в январе, после новогоднего праздника, провести лепку на темы «Снеговик и зверюшки пришли на елку», «Забавные зверюшки» и др. При этом воспитатель предлагает только тему лепки, а персонаж для изображения дети выбирают сами. После занятия воспитатель объединяет детские работы около елочек — «Снеговики и зверюшки на елке» — или на полянке — «Забавные зверюшки».

Умению замыслить и воплотить замысел надо учить. Что значит замыслить изображение? Это значит — еще до начала работы не только представить, что будет изображено, но и спланировать будущую работу; определить способы действий, их последовательность, выбрать материал, инструменты. Для детей четвертого года это еще непосильно, а задание «Лепите кто что хочет» отнюдь не развивает творческой самостоятельной деятельности. Представления детей о предметах еще бедны, технические навыки недостаточны, поэтому часто, не решив, что же он будет лепить, ребенок на протяжении всего занятия совершает ряд однообразных операций. Или после объявления задания ребенок, например, заявляет, что будет лепить пожарную машину. Как приступить к такой теме, он не знает, но сменить ее на другую не всегда соглашается. В ходе работы ребенок обнаруживает, что не может выполнить задание, все ломает и удрученно заявляет: «Не хочу больше лепить». Чтобы не было таких отрицательных моментов, первое время в этой группе можно проводить лепку по замыслу, как итоговое занятие, после того как дети освоят изображение ряда предметов определенной формы. Тему занятия предлагает воспитатель. Она обычно достаточно широка, учитывает детские возможности и интересы, направляет поиски детей. Например, можно предложить такие темы: «Угощение для кукол», «Игрушки-зверюшки», «Вкусные конфетки», «Покажем маме, что мы уже умеем лепить».

Содержание заданий должно быть близко детскому опыту, они должны быть разнообразны, увлекательны, развивать детское творчество и самостоятельность. Усваивая способ изображения формы, дети постепенно начинают осознавать, что он является основой для изображения ряда предметов, что лепить и учиться лепке интересно. По мере овладения навыками и умениями возрастает и эмоциональная отзывчивость детей.

Воспитатель второй младшей группы, выяснив в начале года общие и индивидуальные возможности детей, продумывает и составляет план своей работы — перспективный и календарный.

Перспективный план помогает четко выделить основные задачи работы по лепке в группе в течение года, согласовать все виды занятий между собой, а также продумать предварительную работу с детьми по ознакомлению с окружающим. Так, перед лепкой фруктов и овощей осенью предусматриваются занятия по ознакомлению детей с ними, проводятся дидактические игры «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек». Дети знакомятся с формой, цветом, вкусовыми качествами плодов, овощей, запоминают их характерные, особенности. Зимой лепку снежной бабы или снеговика воспитатель предваряет лепкой их из снега. Во время прогулки он лепит сам и предлагает помочь ему.

Предварительное планирование помогает предусмотреть, какой предмет лучше сначала слепить, а потом нарисовать или наоборот; помогает заранее подготовить все необходимые для лепки материалы.

Календарное планирование — это планирование на ближайшие две недели или 10 дней. Оно помогает воспитателю тщательно продумать задание и отобрать материалы для лепки, составить предварительную работу с детьми, предусмотреть организацию занятия и самое главное — методы, с помощью которых он будет учить детей выполнять задание.

Готовясь к занятию, воспитатель уточняет программное содержание работы, четко выделяет цель, готовит материал — глину или пластилин, все необходимое оборудование: доски, стеки, образец или натуру. Если используется глина, то она должна быть хорошей консистенции, достаточно вязкой, каждому ребенку ее нужно дать столько, чтобы она уместилась в его ладони.

Раскладываются дощечки, стеки. В том случае, если глину необходимо будет отгладить, ставятся блюдца (по одному на двух детей) с мокрой тряпочкой, о которую дети смачивают пальцы.

Если дети будут работать с пластилином, то лучше на каждый стол положить пластилин одного цвета и в достаточном количестве, чтобы они не мельчили свое изображение. Важно продумать организацию детей на занятии. Перед лепкой нужно собрать ребят, предложить им закатать рукава (при лепке из глины) и посадить за приготовленные для занятия столы. Дети рассаживаются так, чтобы им был виден стол воспитателя и лежащие или стоящие на нем предметы. Очень тщательно нужно подходить к отбору предмета для лепки. Он должен вызывать у детей интерес, желание его изобразить, быть нарядным, красивым, радовать детей, а также быть четким по строению, состоять из небольшого количества деталей. Предмет, используемый в качестве образца, должен отвечать и гигиеническим требованиям: быть не опасным для жизни и здоровья детей, окрашенным в краски, не вредные для организма, хорошо мыться. Иногда вместо настоящего предмета может быть использована игрушка, скульптура. В таком случае они должны быть достаточно большого размера, чтобы их было видно с последних столов, и художественно выполнены. Для раздачи на столы натура в этой группе не дается.

Иногда натура заменяет образец, сделанный воспитателем, но он необходим только тогда, когда нет соответствующего предмета или хорошо выполненной игрушки, скульптуры. В таком случае образец выполняется в том же материале, в котором будут работать дети, и основное требование к нему — художественность, четкость образа по форме, строению и выразительности, доступность по средствам изображения. Объяснение задания (оно не должно занимать более 3—4 минут) воспитатель проводит эмоционально, стараясь заинтересовать детей, иногда используя элементы игры, игровых действий. Появляются зайчик, мишка, кукла, снеговик и т. д. и просят помочь слепить морковку, собрать хоровод, угостить их вкусным печеньем, найти зайчат и т. д. Детей захватывает необычное появление персонажа, они радуются его действиям, тому, что к ним обращаются. У детей возникает желание помочь, и они принимаются энергично действовать. Если воспитатель применяет игровой прием, то нельзя забывать о персонаже в ходе занятия. Кукла интересуется тем, как работают ребята, кто и как выполняет задание, одобряет их действия, кому-то помогает и т. д.

Игровой зачин используется не всегда, но эмоциональный настрой должен быть перед каждым занятием. Воспитатель может прочитать стихотворение, спеть песню, загадать загадку про тот предмет, который дети будут лепить. Полезно обратиться к народным пословицам, поговоркам, образным выражениям. Например: «Колобок, колобок, румяный бок», «Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко, любит морковку» (о зайце), «Цыплятки — желтые ребятки».

После такого объяснения воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее. Для того чтобы проверить, как дети усвоили движение, можно предложить всей группе произвести его в воздухе. Если перед процессом изображения было проведено обследование предмета, то способ изображения можно и не показывать. Следует только напомнить детям или спросить их, с чего надо начать лепить предмет, с какой его части.

Показ способа изображения — это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Полный показ используется в тех случаях, когда дети овладевают новым способом изображения, новым техническим навыком, т. е. когда они лепят сложный предмет или когда вводится изображение новой формы. Например, дети в первый раз лепят округлые предметы. Воспитатель неторопливо, повернувшись так, чтобы они видели его руки, показывает прием скатывания. Движение следует повторить несколько раз. Первый показ производится в медленном темпе, второй быстрее. Чтобы помочь детям освоить новое движение, можно предложить совершить его всем вместе. Воспитатель при этом проговаривает: «Скатываю, скатываю круглое, круглое яблоко. Еще, еще скатываю». При изображении другого округлого предмета, например конфетки, можно предложить ребенку, хорошо освоившему это движение, показать его другим детям, чтобы потом его выполнили все вместе. Воспитатель следит за движениями рук детей, исправляет ошибки. В следующий раз при рассматривании нового круглого предмета, например мяча, воспитатель предлагает детям догадаться, как надо его лепить. После лепки ряда предметов округлой формы можно дать задание слепить предмет круглой формы. При этом на видном месте хорошо выставить предметы, имеющие форму шара. Такие задания приучают детей не ждать готового рецепта, а искать, думать, действовать. Постоянное использование полного показа ограничивает проявление их самостоятельности.

Пояснения во время показа должны быть краткими, точными и вместе с тем выразительными. В ходе занятия воспитатель на своем куске глины при необходимости еще и еще раз показывает действие. Если у ребенка ничего не получается, то воспитатель берет руки ребенка в свои и его руками совершает нужное движение до тех пор, пока не почувствует, что ребенок все понял и начал действовать сам.

Дети этой группы не всегда могут удержать в памяти весь процесс выполнения изображения. Первая часть работы захватывает их, и они забывают о второй. Если ребенок производит однообразные действия и процесс изображения затягивается, то здесь нужна помощь воспитателя. Иногда полезен поэтапный способ работы, который вырабатывает у детей умение последовательно выполнять задание, своевременно переходить от одних действий к другим, удерживать в памяти последовательность изображения.

Воспитатель выделяет этапы и направляет действия детей, в ходе работы напоминает, что нужно делать дальше. Например: «Все уже слепили птичку, сейчас нужно слепить ей гнездышко». Слыша это указание, отставшие стараются подтянуться.

Особенностью деятельности детей 3—4 лет является ее игровой характер. Он заключается в том, что, изображая отдельные предметы, дети включают их в игровую ситуацию, действуют с ними как с живыми. После того как малыши слепят предмет, можно его обыграть. Например, если они лепили неваляшку, то можно дать ей в руки флажок, а около утенка поставить блюдце.

Создание игровых ситуаций помогает детям лучше понять образ, который они создают, а это очень важно, так как основная цель изобразительной деятельности — научить детей создавать выразительный образ.

Сигнал к окончанию работы (слова, которые произносит воспитатель) всегда звучит одинаково, но перед этим нужно предупредить детей о том, что занятие скоро кончается. Дети должны привыкнуть к этому сигналу и знать, что дальше работать уже нельзя. Этим они приучаются к совместному окончанию работы, к умению чувствовать время и укладываться в него.

Анализ результатов работы в этой группе проводится очень обще. Дети нуждаются в положительной оценке. Например, воспитатель говорит: «Молодцы! Все хорошо работали. Вот как много у нас получилось морковок! Всех игрушечных зайцев можно накормить!» — и показывает наиболее удачные работы. Прием «создания успеха» является эффективным средством воспитания. Отрицательное чувство, по И. П. Павлову, вызывает затрудненность в протекании нервного процесса, а положительное — облегчение, влечение к объекту, желание действовать. Ребенок должен осознать ценность результатов своей деятельности, и воспитатель помогает ему в этом.

К анализу выполненных работ следует привлекать и детей. Пусть это будет еще очень общее суждение: красиво — некрасиво, нравится — не нравится, но оно помогает малышам осознавать свое отношение к работе, элементарно сравнивать, оценивать и понимать реалистичность и выразительность изображения.

Воспитатель рассматривает с детьми все работы, отмечает образность, качество изображения, например, берет фигурку зайчика и говорит: «Какой веселый получился зайчик у Гали. Головку поднял вверх, ушки торчком, как будто кого-то слушает и смеется. А у Саши зайчик испугался — головку опустил, ушки прижал — трусишка!» Так воспитатель подводит детей к определенному критерию в оценке работы, учит их оценивать работы товарищей.

Отдельные занятия хорошо закончить песенкой, стихами, которые помогут углубить представление об изображаемом предмете.

Есть доизобразительный и изобразительный периоды.

В доизобразительный период - дети знакомятся с физическими характеристиками глины - вязкость, пластичность, масса. Дети работают на твердой поверхности (большая кафельная плитка, дощечки)

Дети лепят глиной. Кусочек диаметром 5 см.

Дети могут отщипывать и нагромождать кусочки.

В I младшей группе дети осваивают 4 действия с глиной:

    Скатывание

    Раскатывание

    Расплющивание

    Соединение

На занятии детям дается 1 кусочек глины.

Дети выполняют все действия ладонями (скатывание, раскатывание, расплющивание)

Раскатывание - прямые движения между ладонями

Скатывание - круговые движения рук, согласованность движений

Расплющивание - придавливание двумя руками между ладонями

Занятия могут проводится как с утра так и после обеда

На занятии присутствуют 5-8 человек

Длится занятие до 10 минут

Занятие проходит в форме игры. Обязательно художественное слово (потешки, стихи)

Надо ребенку дать возможность поиграть тем что сделали

Если умения формируются с трудом то занятия можно сближать по времени

Пластилин должен быть одноцветный

Для лепных работ должна быть специальная подставка где у каждого ребенка своя ячейка

Лепка готовит руку ребенка к письму

В конце года можно проводить занятия по замыслу, из готовых частей - шарики, диски, столбики. И дети выполняют из предложенных частей - грибочки, зонтики.

17 Лежа во 2 младшей группе. Особенности пластической формы. Задачи обучения. Методы и приёмы руководства. Тематика занятий.

В начале года закрепляются умения, полученные в I младшей группе (скатывание, раскатывание, расплющивание, соединение)

Увеличивается количество предметов (в I младшей группе 1 яблоко, в II младшей группе много яблок)

В работу включаются не только ладошки, но и пальчики - развитие мелкой моторики (маленькие шарики, соломинки, столбики)

Выполняют много работ - угощения.

Используется приемы - прищипывание, защипывание (батон, пирожок, варежки, тарелочка)

Дети лепят торты, пирожные и украшают углубленным или высоким рельефом. Углубленный рельеф выполняют печатками, пальчиками, а высокий рельеф - шарики, валики. Из валика делают самолет.

Используются в работе дополнительные материалы - колпачки, ленточки, горох, рис.

Детям дают стеку для прорисовки черт лица.

Глазки делают углублением

Если предметы состоят из двух частей (снеговик, неваляшка), то детям даются готовые кусочки - большой и маленький.

Во II младшей группе только предметная лепка. Есть варианты украшения и предметы состоящие из 1-3 частей.

Занятие длится около 15 минут.

Играют тем, что слепили, выставляют на общий стенд.

Могут лепить тестом.

И в I младшей группе и во II младшей группе - полный показ действий.

На закрепление словесное напоминание, частичный показ, показ действий в воздухе.

18 Лепка в средней группе. Особенности пластической формы. Задачи обучения. Методы и приемы руководства. Тематика занятий.

В средней группе дети мало работают над уточнением формы, она остается обобщенной

Дети осваивают новые приемы:

    Учим лепить овоид (объемный овал) из шара

    Учим делить кусок на нужное количество частей (либ отрыванием, либо стекой), используется способ - пополам и еще раз пополам.

    Осваивают новый способ соединения частей - примазывание, замазывание мест соединения

    Учим лепить посуду способом вдавливания в шар или в цилиндр и украшать ее налепом или прорисовыванием

    Учим лепить конус (морковка) 2 способами: оттягивание от общей массы, раскатывание с разной силой нажима

    Подводим детей, знакомим со способом лепки из целого куска (рыбка)

В начале года дети лепят овощи и фрукты, игрушки по типу народной - птичка.

Дети усваивают правила, что общая часть лепится всей ладонью, а детали и мелкие части - пальчиками

Во втором квартале лепят «Девочка в длинной шубке», тщательно примазываю голову, примазываю руки - столбики, воротник придавливаю, глаза - стекой делаю углубления, нос слегка прищипываю

На основе овоида дети могут лепить ежика, зайку, мишку, кошку, собаку и поросят

Дети могут лепить посуду другим способом - тарелочка приемом поднимания краев у диска.

При обучении лепки посуды используется полный показ со словесным пояснением (Шар держим в одной руке, на ладошке и вдавливаем большим пальцем…) Полный показ и 2 варианта: сделать ручку у чашки - оттянуть от массы стенок, примазать столбик - валик к стенкам

Обязательно вся посуда украшается

Способ лепки рыбы:

Сначала шар, затем овоид, овоид расплющиваем, оттягиваем хвост, оттягиваем мордочку, затем прищипываем плавники, глаза делаем налепом, а чешуя: либо прорисовывание стекой, либо налепом маленьких дисков, либо пайетки.

Со средней группы можно использовать пластилин, знакомим с его свойствами

Вид: подгрупповой

Тип занятия: классический

Возрастная группа: вторая младшая группа

Пространственно-временной ресурс: 15-20 минут

Цель занятия:
Формирование творческих навыков детей с помощью лепки из пластилина.

Задачи:
-формировать у детей навыки и умения создания композиции конструктивным способом лепки.
— развивать интерес детей к лепке;
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать активность в процессе лепки;
— развивать воображение, фантазию;
— развивать навыки общения с окружющими.
— воспитывать отзывчивость и доброту;
— способствовать проявлению положительных эмоций;
— воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Методическое обеспечение:
1.Пластилин
2. Доска для лепки.
3. Мини-театр «Лес» (приложение №1)
4. Фигурка бельчонка
5. Вырезанные из картона детали лесенки
6. Маленькие обручи

Вступление.
На ковре рядом с воспитателем сидят дети и рассматривают большое дерево в лесу
— Ребята, видите какое это необыкновенное дерево! Слышите кто-то зовет на помощь?
Бельчонок: «Ребята, я не могу попасть домой. Помогите мне, пожалуйста, забраться на дерево.»
— Ой, бельчонок упал с дерева? Давайте ему поможем!
-Где же ты, бельчонок? Ребята хотят тебе помочь.
Незаметно от детей воспитатель прячет бельчонка в лесу.

2. Актуализация знаний
— Ребята, кажется бельчонок решил поиграть с нами в прятки! Как вы думаете, где он спрятался? (игра «Какое это дерево?»)
Вы отлично справились и нашли нашего бельчонка! Кажется, ему грустно… Давайте скорее поможем ему вернуться домой.
— Смотрите, впереди болото! Кажется, нам придется пройти через него чтобы попасть к дереву бельчонка. Мы будем прыгать по кеочкам чтобы не намочить ноги.
Прыгают по имитированным кочкам к столу (маленькие обручи), на котором лежат палочки разной длины из картона.

Также интересное занятие по лепке во 2 мл. группе:

3. Затруднение в ситуации
— Ребята, нам нужно сделать лесенку из этих палочек.
Дети пробуют построить
— У вас получилась лесенка? Да/нет, почему?
— Что нужно делать, если вы чего-то не знаете? (Спросить)
— Спрашивайте.

4. Открытие нового способа действий
-Расскажите, из каких материалов вы построили лесенку?
— У вас получилась замечательная лесенка. Но бельчонок все равно грустит, как вы думаете почему???(ответы детей)
-Видимо лестница из бумаги быстро сломается. Нужно сделать более прочную лесенку.
Как вы думаете, из чего ее можно построить? (ответы детей) Верно, можно сделать ее из пластилина.
Дети проходят к столам, на которых лежит доска для лепки и пластилин.

5. Включение новых навыков и умений в систему знаний.
Самостоятельная работа детей.
Последовательное самостоятельное выполнение действий, работа над ошибками.
Воспитатель приставляет получившиеся лесенки к дереву, но они оказываются слишком короткими.
-Ребята, эта лесенка недостаточно длинная, бельчонок не сможет по ней забраться. Что нам нужно сделать? (ответы детей) Правильно, нужно соединить вашу замечательную лесенку.
Воспитатель соединяет в одну композицию работы детей, чтобы получилась длинная лестница по которой бельчонок сможет подняться на вверх

6. Осмысление
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
— Ребята, вы смогли помочь бельчонку?
— Как мы это сделали?
— Что мы научились лепить?
— Вам понравилось лепить?
Вы отлично поработали! Бельчонок говорит вам: «Спасибо! »

Анализ проведенного занятия.

Занятие по лепке прошло продуктивно. Ребятам очень понравилось искать бельчонка и помогать ему. Ксюша, Марк и Соня давали интересные ответы на вопросы и активно включались в работу. Дети хорошо работают группами и при помощи педагога могут собрать лесенку из раздаточного материала быстро и сообща.
На занятии было закреплено умение катать колбаски и собирать из них лесенку. У Артема и Игната получилось не сразу, но с небольшой подсказкой они справились.
Ребята с удовольствием решали поставленные задачи, общались между собой и помогали друг другу.
Занятие помогло закрепить ранее полученные навыки, а также умение работать сообща, дружно.
Работы ребят были выставлены в уголок творчества, чтобы родители могли посмотреть результат работы. (приложение №2)

Приложение № 1.

Приложение № 2.

Название: Конспект занятия по художественному творчеству (лепка) во второй младшей группе «Лесенка для бельчонка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, лепка, Вторая младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ ЦРР — д/с №5
Месторасположение: г. Полярные Зори, Полярнозоринский район, Мурманская область


Особенности пластической формы, создаваемой детьми второй младшей группы

Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные фигурки начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле, недостаточно закреплены гигиенические правила при работе с глиной. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся изобразительные умения и навыки.

Задачи обучения и прохождение программы

Задачи обучения лепке в данной группе четко распределены по кварталам и решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают: побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.
I квартал
Для осуществления указанных задач проводится ряд упражнений, связанных с раскатыванием кома глины между ладонями прямыми движениями.
Основная задача этих упражнений - научить детей согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Детям предлагаются различные задания: вылепить столбик или несколько столбиков, палочки, карандаши.
Следующий этап - это изменение знакомого предмета для получения другого, а именно колечка, баранки, бублика.
Лепка кольца требует осуществления зрительного контроля, а для того чтобы форма получалась округлой, ребенку нужно соединить два конца столбика и плотно прижать их один к другому. От знакомых действий ладонями дети переходят к работе пальцами, что также является важным моментом как для создания данного предмета, так и для всей последующей работы по лепке: только пальцами создается живая интересная форма. Одновременно с умениями изобразительного характера ребят учат правилам работы с глиной: не пачкать стол и одежду, лепить на доске, засучивать рукава перед лепкой, по окончании мыть руки. После того как дети усвоят лепку столбика и кольца, их учат лепить предметы округлой формы, т. е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Тут нужна координация движений обеих рук, зрительный контроль за этими движениями, чтобы ком глины принял округлую форму, а не овальную или расплющенную. При упражнениях детям предлагают вылепить шар, мяч, яблоко, апельсин, вишни. Изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке и способствует выполнению задач изобразительного характера - дети постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов округлой формы. В одном случае они будут лепить большие яблоки, а в другом - много маленьких шариков, чтобы затем, прикрепив их к сосновым иголочкам, получить вишенки.
Дети должны получить удовольствие от вылепленных фигур и усвоить действия, которые образуют форму шара.
II квартал
В этом квартале детей вначале обучают изображению дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Изображением диска дети овладевают быстро, а разная тематика дает возможность закрепить это умение. Дети могут изобразить лепешку, печенье, пряник и украсить их, делая углубления на поверхности пальцем или специально приготовленными палочками - печатками, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат.
При украшении следует предоставить детям самостоятельность. Сначала дети хаотично располагают элементы (кружочки или квадратики), но постепенно при соответствующем обучении начинают украшать ими свои изделия более ритмично. Помимо плоскостного украшения, дети могут делать и объемные. Так, можно приготовить торт для кукол: шарики побольше располагаются посередине, а маленькие - по краю. Украшение из столбиков дети размещают на поверхности торта лучами, расходящимися от центра к краям, или в виде сетки.
Таким образом при изображении печенья, торта дети закрепляют технику лепки, а также учатся создавать образ предмета по собственному замыслу.
III квартал
После того как дети усвоили получение шара, цилиндра, диска, они могут перейти к изображению предметов, состоящих из нескольких частей. Дети делают самолет, снеговик, башенку из шариков, колец или дисков, мишку-неваляшку, куклу-неваляшку, зайку-неваляшку и птичку. Детям данной группы еще трудно создавать предметы из большого количества частей, размещать части в нужном конструктивном порядке, поэтому следует предложить вылепить снеговика только из двух шаров: большого и маленького, а самолет из трех валиков глины.
Изображение этих предметов даже в таком упрощенном виде требует от детей умственного напряжения, разрешения целого ряда довольно сложных задач. Так, например, лепка снеговика предусматривает передачу его структуры, а для этого следует вылепить два шара разной величины, в основание положить большой, а сверху маленький шар. Кроме того, нужно плотно прижать одну часть к другой, не нарушая их форму. Лепка снеговика является предварительной работой перед изображением куклы-неваляшки, которая состоит из большего числа частей - добавляются маленькие шарообразные руки. Еще более сложным является изображение мишки-неваляшки, так как дети должны сделать круглые уши путем прищипывания их от верхнего шара, изображающего голову. А если они лепят зайца-неваляшку, то уши можно вылепить из столбиков, немного расплющенных пальцами.
Лепка любого предмета - это создание образа, обладающего определенной выразительностью, которая складывается из формы, правильно переданных пропорций, дополнительных деталей и фактуры, поэтому начиная с младшей группы детей нужно подводить к использованию выразительных средств. Например, снеговики, куклы-неваляшки, мишки, зайцы будут намного выразительнее, если дети не только передадут форму и пропорции, но и подрисуют им палочкой глаза, нос, рот. Прием нанесения этих деталей детям знаком, так как они подобным способом уже делали украшения на вылепленных пряниках и печенье.
Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев, и детям можно предложить вылепить пряник, пирожное с украшениями, выполненными путем защипывания краев.
IV квартал
В летнее время идет закрепление умений, полученных детьми в течение трех кварталов. Они могут вылепить вишни (глиняные шарики, скрепленные сосновыми иглами), ягоды, грибы, некоторые овощи и фрукты. Обучение лепке строится так, чтобы к моменту перехода в среднюю группу дети владели необходимой техникой и умениями для создания выразительного образа. Дети 3-4 лет могут уже в большей степени, чем дети третьего года жизни, лепить по собственному замыслу: их жизненный опыт стал больше и они более осознанно могут использовать знакомые темы и способы лепки.
Однако замысел детей еще неустойчив, и они, выбирая тему, в процессе лепки часто отклоняются от нее. Объясняется это тем, что ребенку бывает трудно довести до конца задуманное из-за незнания способов лепки. Иногда в процессе лепки получившиеся фигурки вызывают у ребят ассоциации с другими знакомыми предметами, и они дают своим изделиям совсем другие названия. Например, ребенок задумал изобразить снеговика, но вылепленные шарики напомнили ему яблоко. В результате ребенок вылепил несколько шариков и назвал их «яблочки». Или: ребенок, задумав лепить погремушку, стал соединять шар с палочкой-ручкой, но, скрепляя части, расплющил шар; получившееся изделие напомнило ему грибок, и первоначальный замысел был изменен.
На первых этапах обучения воспитатель может одобрить и эту работу, чтобы поддержать ребенка, но постепенно, по мере овладения способами лепки, должен направлять детей на выполнение первоначально задуманной темы, предлагать переделать фигурку.
Постепенно, под влиянием обучения замыслы ребят становятся более устойчивыми, и, несмотря на то что форма предмета еще неотчетлива, они могут на протяжении одного занятия вылепить одну или две фигурки на самостоятельно задуманную тему.

Методы и приемы обучения

Успешное проведение занятий как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей зависит от всей системы обучения, от того, какие методы и приемы избрал воспитатель, чтобы научить ребят изображению предметов в лепке. Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различению и лепке шара, цилиндра, диска, ориентировке в их величине, составлению из них несложных фигур.
Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному методам. С детьми рассматривают шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы ребенок подержал их в руках, ощутил объем, размер. Для этого детей перед занятием объединяют в небольшие группы по 5-6 человек. Можно предложить покатать предмет между ладонями, если шар - круговыми движениями, если цилиндр - продольными.
Обследовать подобным образом можно и предметы, состоящие из нескольких частей, например куклу-неваляшку. В таком случае внимание ребят направляется сначала на форму основных частей - туловище, голову, а потом более мелких, дополняющих образ - руки. Такое активное знакомство с формой предмета не только подведет ребенка к пониманию формы, но и позволит понять строение куклы. Одновременно идет уточнение пропорциональных соотношений между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие. Кроме того, куклу можно проанализировать и по количеству частей: одно туловище, одна голова и две руки. Почти все эти задачи ставились в первой младшей группе; во второй младшей группе знакомство детей с основными геометрическими телами включает в себя и первоначальное обобщение: усвоив форму шара или цилиндра, ребенок сможет в дальнейшем увидеть ее в других предметах. Например, шар - в яблоке, апельсине, ягодах. На этой основе происходит формирование обобщенных умений и развитие способности действовать самостоятельно. Например, круглый апельсин нужно лепить так же, как яблоко. Части, из которых состоит снеговик, неваляшка тоже круглые и лепятся таким же способом.
На первых занятиях по лепке целесообразно показать приемы изображения и объяснить их. Малыши сидят лицом к воспитателю, а он берет ком глины одной рукой, помещает его на раскрытую ладонь и производит необходимые движения. «Беру кусок глины, - говорит воспитатель, - кладу на ладонь и раскатываю его вот так: вперед, назад, вперед, назад. Вот какой получится столбик». Все действия воспитателя при показе способов должны быть четкими и понятными. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения можно предложить перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Показ и объяснение должны занять не более 3-4 мин.
Обучение детей во второй младшей группе (также и детей от 2 до 3 лет) должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда дети знакомы с приемами лепки, им не следует показывать их еще раз.
Хороший результат от занятия может быть достигнут только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой. Для этого можно обыграть тему занятия, сказав детям, что они будут лепить пряники для кукол, или предложить вылепленной кукле-неваляшке дать в руку маленький флажок. В том случае, если дети лепили цыплят, можно всех их поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы-наседки, которую заранее вылепил воспитатель. Игровые ситуации ведут к лучшему пониманию детьми образа, который они создают, а это очень важно, так как основная цель - научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами. Интерес к образу вызывает положительные эмоции у ребят на протяжении всего занятия: они это выражают действиями, мимикой, смехом, а после занятия вспоминают, как они лепили.
Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения, но, как и в первой младшей группе, он в основном направляется не на качество отдельных изображений, а на общий результат. Однако можно уже некоторым детям указывать на отдельные недостатки. Например, дети лепили предмет, состоящий из нескольких частей, и должны были плотно соединить части путем их прижимания. Кому-то из детей это не удалось, и работа распалась на части. Воспитатель может обратиться к ребенку или ко всем детям и сказать, что части нужно соединить прочно, плотно прижимая одну к другой. Можно тут же предложить ребенку исправить свою ошибку, а если ребенок будет затрудняться, то помочь ему. Следовательно, все приемы обучения, которые использует воспитатель, направляются на развитие у детей умственной активности и самостоятельности в использовании разнообразных способов лепки.

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...